Полис ОСАГО подорожал

16 октября 2014 г. 2 1147 Юлия Улиткина
Полис ОСАГО подорожал
С 11 октября полисы ОСАГО подорожали на 30%. Теперь автовладельцы с правами категории В заплатят минимум 2440 рублей вместо прежних 1980 рублей. Максимальная стоимость страховки автогражданской ответственности обойдется им в 2574 рубля.

Предполагается, что страховые компании смогут конкурировать в рамках этого тарифного коридора, используя разницу значений для предоставления скидок страхователям. Вместе с ростом тарифов увеличен и лимит выплат за имущественный ущерб по ОСАГО — со 120 000 до 400 000 рублей. Через полгода, 1 апреля 2015 года, будет увеличена сумма выплат за ущерб жизни и здоровью при ДТП. Она составит 500 тысяч рублей. Наряду с этим существенно, с 80-то до 50-ти процентов, снизился уровень максимально допустимого износа на комплектующие, подлежащие замене при восстановительном ремонте.

Страховщики надеются, что изменения позволят вывести сегмент ОСАГО из кризиса и в целом подтолкнут систему возмещения ущерба при ДТП к совершенствованию.
Потитов Александр (Заместитель генерального директора, Либерти Страхование) Потитов Александр (Заместитель генерального директора, Либерти Страхование)

Считаю, что граждане положительно воспримут изменения по ОСАГО даже с учетом роста тарифов, которые не менялись на протяжении 10 лет. Лимиты возмещений по ОСАГО значительно выросли, а значит, степень защищенности как страхователей, так и потерпевших также повысилась. Однако, думаю, со временем потребуются дополнительные корректировки тарифов.

Скоморохин Сергей (Заместитель руководителя управления методологии обязательных видов страхования, «АльфаСтрахование») Скоморохин Сергей (Заместитель руководителя управления методологии обязательных видов страхования, «АльфаСтрахование»)

На убыточность ОСАГО оказывают влияние ряд факторов. Первый из них можно назвать искусственно созданным – деятельность так называемых «автоюристов». Юридические компании, используя решение Верховного суда, который более двух лет назад распространил на ОСАГО действие закона о защите прав потребителей, перекупают права требования у пострадавших в ДТП и подают в суды на страховщика не только по текущим убыткам, но и по делам прошлых лет. В текущем году объем доплат по результату судебных решений, то есть штрафов в пользу юридических контор, в 2014 году составлял примерно 40% от общего объема выплат по ОСАГО.

На определенном этапе – до принятия поправок в закон об ОСАГО у страхового сообщества было опасение, что их деятельность может привести к схлопыванию рынка.

Для решения «проблемы автоюристов» помимо повышения тарифов должны заработать новые положения Закона об ОСАГО:
1) Единые правила проведения независимой технической экспертизы, включающей порядок расчета, ценовые справочники и др. со стороны РСА, а также утверждение данных правил Банком России, и принятием всеми инстанциями, включая Верховный Суд РФ. Использование единого подхода по расчету стоимости восстановительного ремонта снизит в разы количество споров по размеру его стоимости, так как будет снята проблема разногласий между страховщиком и клиентом.
2) Обязательное обращение в страховую компанию в досудебном порядке обеспечит прямой контакт недовольного автовладельца со страховой компанией. Это в свою очередь обеспечит получение нужной суммы непосредственно автовладельцу, и ему не нужно будет платить большие суммы в качестве налога с суммы, взысканной в качестве штрафа за нарушение права потребителя.
3) Почти во всех случаях, клиент, при наступлении убытка будет обращаться в свою страховую компанию (безальтернативное ПВУ),


Вторая проблема – недостаточность тарифов, как до принятия решение об их увеличении так и сейчас. Если говорить о предыдущем покрытии: 120 тыс. рублей «по имуществу» и 160 тыс. рублей по «жизни и здоровью», то даже тогда базовая ставка должна быть примерно на 25% выше. Сейчас повышение тарифов произошло максимум на 30%, но вместе с тем было изменено страховое покрытие: увеличились лимиты выплат – до 400 тыс. рублей по «по имуществу» и до 500 тыс. рублей по «жизни и здоровью» (с 2015 года), снизился предельно возможного уровня износа деталей с 80% до 50%, включение в покрытие утраты товарной стоимости. Этого повышения может не хватить даже для того, чтобы покрыть выплаты по изменившимся правилам.

То есть ОСАГО продолжит оставаться убыточным видом страхования – новых тарифов не хватит для того, чтобы сделать ОСАГО безубыточным видом страхования во всех регионах страны. В большинстве регионов он продолжит оставаться убыточным. Если говорить о нашей компании, то крайне высокая убыточность наблюдается сейчас в Поволжье, на Урале, в первую очередь на Южном Урале, на Юге России, в первую очередь в Краснодарском крае, ряде городов Центральной части России, Сибири и Дальнего Востока. То есть в целом по стране ситуация негативная – где-то хуже, где-то чуть лучше. Кардинального уменьшения убыточности из-за изменения в этих регионах не произойдет.

Как уже отметил выше повышения тарифов будет недостаточно для того, чтобы ОСАГО стало безубыточным видом страхования.

Если говорить о других изменениях, то введение безальтернативного прямого возмещения ущерба положительно отразится как на самих страховых компаниях, так и на их клиентах. Для автомобилистов это будет означать определенное повышение качества сервиса при урегулировании, исключение возможности недобросовестных действий страховщиков. Все достаточно просто – своему клиенту, который может страховать не только ОСАГО, страховая компания организует сервис гораздо лучшего качества, чем клиенту другой страховой компании. Но в целом по рынку значительное повышение качества урегулирования произошло в последние два года – это выразилось в изменении подхода к осуществлению выплат и расчету стоимости ремонта транспортных средств.

Кроме того в совокупности с введением единой методики оценки ущерба и стоимости ремонта ПВУ, скорее всего, увеличит средний размер выплаты. Но самое главное, что введение ПВУ наряду с обязательным досудебным обращением к страховщику обеспечит получение нужной суммы непосредственно автовладельцем – ему не нужно будет платить большие суммы в качестве налога с суммы, взысканной в качестве штрафа за нарушение прав потребителя.

Читайте также