Россиян ждут проблемы с покупкой полисов ОСАГО

25 ноября 2014 г. 4 1201 Дмитрий Стоян
Россиян ждут проблемы с покупкой полисов ОСАГО
Эксперты отмечают, что в следующем году в России в большинстве регионов убыточность ОСАГО превысит показатели в 100%, что сделает проблемным для простых автомобилистов покупку полисов обязательного страхования. В общей сложности в числе подобных регионов окажется сразу 69 субъектов.

В таких регионах страховщики будут всячески уклоняться от оказания услуг страхования ОСАГО, максимально удаляя от центра пункты урегулирования убытков и проводя другие действия, затрудняющие для клиентов страхование.

По итогам 2013-го года в России насчитывалось 23 региона, где уровень убыточности по ОСАГО достигал более 100%, а четыре региона даже перешагнули рубеж в 120%. Прогноз на 2015-й год предусматривает убыточность уже 69 регионов, уровень в 120% перешагнут уже 38 регионов, а четыре самых проблемных российских области будут иметь убыточность в 160%.

Специалисты отмечают, что ОСАГО стало приносить страховщикам меньше прибылей. По итогам второго квартала нынешнего года объем премий увеличился на 9,6%, в то время как объем выплат вырос на 10,6%, при условии, что стоимость одной компенсации в среднем возросла на 6 тысяч рублей.

Все это ведет к тому, что серьезные игроки на рынке стараются уйти от обязательств по страхованию ОСАГО, в то время как на их место приходят недобросовестные страховщики, заинтересованные исключительно в получении прибылей.

Одной из стабилизирующих мер стал рост тарифов в пределах 23%-30%, проведенный Банком России для поддержки рынка. Ситуацию это поправило, но полностью ликвидировать убыточность подобными мерами не удалось.

К сожалению, текущее значение тарифов не позволяет перевести продажи в ОСАГО в большинстве регионов России в зону рентабельности. Причина известна всем – деятельность автоюристов. Но нас такая ситуация не устраивает – нам бы хотелось предоставлять клиентам сервис совершенного другого уровня качества. При текущих тарифах математика продукта этого делать не позволяет. Пересмотр тарифов или корректировка региональных коэффициентов отчасти позволит решить эту проблемы.

Еще одним вариантом решения проблемы рентабельности может быть увеличение тарифного коридора вплоть до 50%.

Но нужно понимать, что без решения пересмотра тарифов, корректировки региональных коэффициентов или увеличения тарифного коридора может быть недостаточно. Необходимо прекратить деятельность автоюристов.

Для решения «проблемы автоюристов» помимо повышения тарифов должны заработать новые положения Закона об ОСАГО:

1) Единые правила проведения независимой технической экспертизы, включающей порядок расчета, ценовые справочники и др. со стороны РСА, а также утверждение данных правил Банком России, и принятием всеми инстанциями, включая Верховный Суд РФ. Использование единого подхода по расчету стоимости восстановительного ремонта снизит в разы количество споров по размеру его стоимости, так как будет снята проблема разногласий между страховщиком и клиентом.

2) Обязательное обращение в страховую компанию в досудебном порядке обеспечит прямой контакт недовольного автовладельца со страховой компанией. Это в свою очередь обеспечит получение нужной суммы непосредственно автовладельцу, и ему не нужно будет платить большие суммы в качестве налога с суммы, взысканной в качестве штрафа за нарушение права потребителя.

3) Почти во всех случаях, клиент, при наступлении убытка будет обращаться в свою страховую компанию (безальтернативное ПВУ),

Если говорить о территориальных коэффициентах, то в ряде регионов их повышение должно быть двукратным. Если брать наш портфель, то наше видение по необходимости изменения территориальных коэффициентов в целом совпадает с позицией РСА.

Мы разделяем эти опасения. Рост курса валют свел на нет повышение тарифов по ОСАГО, которое было и так недостаточно. Страховщики, ответственно относящиеся к бизнесу, нежелающие продавать себе в убыток, подрывая стабильность и гарантии выплат - будут уходить из регионов. С учетом тяжелых макроэкономических факторов, которые давят на рынок, ситуация будет только ухудшаться. Исправить её может только коррекцией тарифов, а в идеале, переходом к свободному ценообразованию. Это, конечно, приведет к дополнительным проблемам, а именно, к демпингу со стороны ненадежных страховщиков. Но в долгосрочной перспективе эта мера приведет к стабильности рынка.

Ежегодная инфляция и удорожание российского автопарка в целом приводит к тому, что выплаты страховщиков растут катастрофическими темпами. Ситуация особенно обострилась после распространения на ОСАГО в 2012 году действия закона о защите прав потребителей, что привело к существенному росту судебных издержек страховых компаний и резкому скачку убыточности.

На рынке сейчас сложилась ситуация, в которой многие компании не готовы работать. На сегодняшний день более 30 регионов в России являются убыточными по ОСАГО. В некоторых субъектах уровень выплат значительно превышает 100%, и число таких регионов постоянно растет. За последний год несколько крупных компаний полностью свернули розничные продажи.

Единственный способ вернуть желание компаний продавать полисы ОСАГО – сделать тарифы ОСАГО адекватными и привлекательными для бизнеса. РСА подготовил комплексное предложение по изменению тарифов ОСАГО, которое позволит вывести систему из кризиса, сделав при этом стоимость полиса более справедливой для отдельных групп водителей. Результаты тарифного исследования направлены в Центральный банк Российской Федерации и, мы надеемся, будут учтены в дальнейшей работе по корректировке тарифов ОСАГО.

Проблем с полисами в регионах не должно возникнуть, поскольку РСА выделяет достаточное количество бланков для обеспечения всех регионов. Что касается недобросовестных игроков, они уже ушли с рынка 2-3 года назад, но больше беспокоит тот факт, что на рынке могут появится поддельные бланки ОСАГО (вышедшие из обращения, или копии реальных полисов). Рекомендуем добросовестным страхователям при покупке полиса проверять бланк на принадлежность к компании и его статус на сайте РСА.

Путь из сложившейся ситуации уже обозначило РСА. Это повышение тарифов, досудебное урегулирование, качественное урегулирование убытков (ремонт ТС на СТО до того состояния в котором оно было до ДТП).

Читайте также