В России программа утилизации автотранспорта официально продлевает свое действие на 2015-й год. Информацией об этом с представителями прессы поделился лично Дмитрий Медведев.
Премьер-министр заявил, что в нынешнем году на реализацию программы к ранее выданным средствам планируется направить дополнительно 2,9 миллиарда рублей, а на следующий год в бюджете на реализацию проекта будет заложена сумма в 10 миллиардов рублей. По расчетам этой суммы будет достаточно для реализации до 170 тысяч автомобилей.
Напомним, что в нынешнем году программа действует в течение последних четырех месяцев, и рассчитана на продажу до 170 тысяч машин. В нынешнем году с использованием программы утилизации можно приобрести не только легковой, но и коммерческий транспорт, в том числе большегрузные автомобили и автобусы. Сумма компенсации варьируется от 50 тысяч рублей (легковые авто) до 350 тысяч (грузовики и пассажирские автобусы). При использовании схемы trade-in сумма компенсации несколько меньше, и варьируется в интервале между 40 и 300 тысячами рублей.
Планируется, что финансирование программы в 2015-м году будет вестись за счет средств из антикризисного фонда, при этом в Государственную Думу уже направлено соответствующее предложение о внесение поправок существующие законы.
В первую очередь за поддержку программы утилизации выступили в Министерстве промышленности и торговли, где подсчитали, что государство от вложения средств в программу вернет в бюджет будущего года до 25% инвестированных средств за счет акцизов и НДС. Одновременно будет оказана существенная помощь отечественным производителям по поддержанию достаточного уровня продаж.
Напомним, что в нынешнем году программа действует в течение последних четырех месяцев, и рассчитана на продажу до 170 тысяч машин. В нынешнем году с использованием программы утилизации можно приобрести не только легковой, но и коммерческий транспорт, в том числе большегрузные автомобили и автобусы. Сумма компенсации варьируется от 50 тысяч рублей (легковые авто) до 350 тысяч (грузовики и пассажирские автобусы). При использовании схемы trade-in сумма компенсации несколько меньше, и варьируется в интервале между 40 и 300 тысячами рублей.
Планируется, что финансирование программы в 2015-м году будет вестись за счет средств из антикризисного фонда, при этом в Государственную Думу уже направлено соответствующее предложение о внесение поправок существующие законы.
В первую очередь за поддержку программы утилизации выступили в Министерстве промышленности и торговли, где подсчитали, что государство от вложения средств в программу вернет в бюджет будущего года до 25% инвестированных средств за счет акцизов и НДС. Одновременно будет оказана существенная помощь отечественным производителям по поддержанию достаточного уровня продаж.
«Продление программы утилизации можно назвать важным и значимым событием для российского автомобильного рынка. Наступающий год для него станет настоящим испытанием на прочность: продажи здесь, скорее всего, продолжат снижаться.
Хотя стоит отметить, что выделяемых средств на программу на следующий год явно недостаточно. По программе в общей сложности можно будет приобрести порядка 170 тыс. автомобилей, а это примерно 5 процентов от всего автомобильного рынка. Поэтому уже сейчас ясно, что все сертификаты будут быстро разобраны.
Хватит ли средств в бюджете на дополнительную поддержку программы – вопрос открытый. Но и в этом объеме поддержка будет ощутимой – по опыту такой программой больше всего пользуются покупатели бюджетных моделей. А именно в этом сегменте сконцентрированы как традиционные российские автопроизводители, так и выпускаемые в России иномарки. И поддержка именно этих участников рынка в непростых условиях наступающего года особенно важна»
Эффект будет в виде: 1. утилизации старых ТС и улучшения экологии 2. поддержки автопромышленной отрасли во время кризиса. С учетом того, что курс рубля резко упал по отношению к другим валютам, эта мера приведет, в основном, к продаже отечественных ТС.
Безусловно, программа утилизации поддержала автомобильный рынок в трудное время. Однако надо учитывать и тот факт, что ажиотажный спрос, который мы наблюдаем сейчас, вызван желанием покупателей захеджировать риски в ожидании тотального повышения рублевых цен на автомобили. Признаться, такого аномального «рынка продавца», который мы наблюдали в ноябре и ожидаем в декабре, ветераны не помнят за последнее десятилетие. Клиенты активно скупают автомобили в преддверии предстоящего повышения цен.
В ноябре автосалоны ГК «РОЛЬФ» превысили свой прошлогодний результат на 41%, реализовав за месяц 9 778 автомобиля (рынок в целом по России, по данным АЕБ, в ноябре остановил падение, но вырос лишь на +0,6%). Сейчас мы выбираем отложенный спрос, который мог бы быть реализован в будущем году.
Очевидно, что впереди у авторынка непростые времена в связи с изменением ценовой политики от всех производителей и снижением производственных квот. Можно только догадываться, какой спад начнется в первые месяцы 2015 года. Поэтому особенно важно решение правительства продлить программу утилизации на 2015 год, заложив 10 млрд.руб на ее реализацию.
По итогам трех месяцев мы оцениваем эффект для рынка в виде дополнительных продаж в 60-65 тысяч автомобилей за 3 месяца, и из них не менее 40 тысяч – это отечественные бренды (Лада, ГАЗ, УАЗ). Для нашей компании дополнительный приток клиентов, которые сдавали авто старше 6 лет в зачет покупки машины, участвующей в программе, можно оценить примерно в 1100-1300 штук за три месяца. Это порядка 5-6% дополнительных продаж. Наиболее ощутимым подспорьем программа стала для автосалона Renault.
Однако начало 2015 года будет очень сложным, и одной «утилизации» недостаточно, чтобы удержать рынок от обвала.
Более действенной мерой целевой поддержки спроса могла бы стать программа льготного кредитования. Доля кредитных сделок в продажах стремительно снижается. За 10 месяцев в России доля автокредитов снизилась почти на 20% и на данный момент составляет около 38%. Доля кредитных автомобилей продолжит снижаться и уже в 2015 году этот показатель опустится до отметки 30-35%. Это уже критично. Не секрет, что автокредитование – это драйвер рынка. В США почти 90 % автомобилей продается в кредит, в Европе – 70%.
Рост стоимости денег – это серьезная угроза для бизнеса. Не случайно РОАД обратился в Минпромторг с предложением возобновить программу при 1/2 ставки субсидировать - это те же 5% , что и 2/3 ставки год назад (9 и 7,5 ставка рефинансирования).