Полис КАСКО станет редкостью

21 января 2015 г. 2 1112 Дмитрий Стоян
Полис КАСКО станет редкостью
В нынешнем году кроме кризиса на автомобильном рынке серьезные проблемы будет испытывать и рынок автомобильного страхования, в частности речь идет о страховых полисах КАСКО, приобретаемых гражданами добровольно. В настоящее время в некоторых регионах их уже очень проблематично приобрети, в то время как в других местах они серьезно подскочили в цене.

В качестве основных причин, которые привели к удорожанию полисов КАСКО, называется падение курса национальной валюты. Во-первых, стоимость полиса рассчитывается исходя из рыночной стоимости транспортного средства, а новые автомобили в России в последние два месяца серьезно прибавили в цене, что отражается на цене страхового полиса. Во-вторых, дороже стали и запасные части для иномарок, которые приобретаются в иностранной валюте. Соответственно больше стали и выплаты на ремонт в случаях наступления факта страховых выплат.

Эксперты прогнозируют, что стоимость страховки КАСКО в течение 2015-го года будет находиться в прямой зависимости от стоимости рубля и цен на авторынке. При этом объем предоставляемых услуг сократится. Ряд страховщиков прекратят свою деятельность на рынке. В настоящее время многие компании имеют серьезные сложности в работе, которые копятся еще с докризисных времен. Обилие убыточных операций и массовые судебные иски со стороны клиентов стали причиной ухудшения финансовой стабильности страховщиков.

Наиболее сложная ситуация со страхованием окажется в регионах, где авторынок просел больше всего, а вместе с падением его показателей, начнет снижаться и объем страхового рынка.
Благовещенский Валентин (Менеджер по связям с общественностью, ОАО "АльфаСтрахование") Благовещенский Валентин (Менеджер по связям с общественностью, ОАО "АльфаСтрахование")

Увеличение тарифов на страхование автокаско происходило с начала 2014 года. Участники рынка приводят различные показатели роста – от 5% до 50% в зависимости от модели автомобиля и территории покупки полиса. Официальная статистика показывает рост средней премии на 7% за девять месяцев 2014 года. Именно настолько увеличилась средняя стоимость полиса каско в топ-12 российских компаниях на рынке автострахования в целом. Средний тариф при этом возрос с 4,71% до 5,12%.

На ситуацию с тарифами автокаско оказали влияние два фактора: не только макроэкономическая ситуация, но правоприменительная практика.

В текущих условиях перед страховыми компаниями и их клиентами встает задача по поиску альтернатив подорожавшим полисам каско. Альтернатив достаточно много. Во-первых, рынок страхования предлагает различные виды продуктов, в основе которых лежит принцип «плати, как ездишь», в России такая категория получила название «умное страхование». Второй альтернативой является страхование с франшизой, то есть клиент принимает часть риска на себя, но значительно экономит на конечной стоимости полиса. Также прямо сейчас мы видим высокое повышение спроса на продукт, который в нашей компании называется «50х50+», покрывающий определенный набор опций – крупные риски: угон, полная гибель автомобиля.

Еще одним инструментом оптимизации стоимости является безубыточность с точки зрения страховой компании. То есть у автомобиля в течение страхового период могут быть небольшие повреждения, но владелец не заявляет их на урегулирование в страховую компанию, устраняя последствия самостоятельно. Но зато в следующем периоде он приобретает полис с весомой скидкой. Полис по-прежнему защищает его от крупных убытков.

Печников Сергей (Директор по развитию страхования, СК «МАКС») Печников Сергей (Директор по развитию страхования, СК «МАКС»)

Та степень неопределенности, которая сейчас присуща любому сектору экономики России, характерна и для рынка страхования каско. Как и в любой кризисной ситуации, здесь есть и паникеры, и те, кто стремится нажиться. То, насколько будет увеличиваться цена на страхование каско, во многом зависит от роста курса валют, поскольку примерно 70% суммы страховой выплаты, а именно стоимость запасных частей автомобилей, напрямую завязано на валюту. И все-таки, тотальная остановка рынка каско маловероятна, поскольку есть много лизинговых и кредитных автомобилей, которые требуют страхования, например, автопарки юридических лиц. При дальнейших колебаниях курса валют ,вероятнее всего, на рынке станут в большем объеме продвигаться продукты со значимыми франшизами и урезанным покрытием. Это, с одной стороны, сделает каско более доступным по цене, а с другой стороны, позволит страховым компаниям с большей уверенностью планировать возможный результат по продукту.

Ограничения продаж каско в некоторых регионах у ряда страховщиков связаны не столько с негативными тенденциями в экономике, сколько с убыточностью в конкретных регионах, которая сформировалась в предыдущие годы.

Читайте также