Ваш автомобиль на штрафстоянке?

4 сентября 2014 г. 4 2211 Рудняев Сергей
Ваш автомобиль на штрафстоянке?
Если у Вас есть автомобиль, значит, не далек тот час, когда эвакуатор может увезти его на штрафстоянку. Например, в партии ЛДПР говорят, что зачастую в погоне за прибылью автомобили увозятся и те, что не нарушали правил стоянки и парковки. Водитель в этом случае вынужден доказывать, что он не верблюд.

Наши эксперты написали подробную инструкцию, как поступать в подобных ситуациях. Добавьте страницу в закладки.
Шарыгин Сергей (юрист, юрфирма) Шарыгин Сергей (юрист, юрфирма)

Депутаты правы отчасти. Согласно п.5 ст. 51 Конституции России права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Соответственно, если припаркованный в неположенном месте автомобиль непосредственно не затрагивает «основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» - то и ограничивать собственника во владении автомобиля, что происходит при эвакуации – недопустимо. Если автомобиль нарушает установленные правила (формальное основание), но не нарушает прав иных лиц (не мешает проезду, проходу) – изымать его, даже временно, нельзя. Кроме этого, необходимо учитывать, что согласно ст. 35 Конституции России каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Временное изъятие имущества, как наказание за административное правонарушение, не предусмотрено законом. Соответственно, если эвакуация не законна, то и требовать ее оплаты нельзя. Иначе это навязанная услуга, так же запрещенная законом. Но, в том случае, когда для восстановления прав граждан необходима эвакуация автомобиля, виновный обязан возместить связанные с этим расходы.

Шматов Аркадий (директор сервисного центра, «Аркан») Шматов Аркадий (директор сервисного центра, «Аркан»)

Довольно часто встречаются случаи необоснованной и незаконной эвакуации автомобиля. Особенно остро эта проблема стояла зимой, когда перед уборкой снега эвакуаторы переставляли автомобили в неположенное место, откуда их уже забирали на штраф стоянку. В таких ситуациях отстоять свою правоту автовладельцам бывает крайне проблематично. Тем не менее сделать это возможно, имея на руках доказательства парковки машины в предназначенной для этого зоне. Разумеется, наличие фото, а еще лучше видео регистратора с функцией GPS, который фиксирует место нахождения автомобиля, существенно упростит процедуру. Кроме того, свою «невиновность» в неправильной постановке транспортного средства будет проще доказать при наличии спутниковой сигнализации, также фиксирующей местонахождение. Конечно, всегда можно попробовать оспорить эвакуацию ТС, к примеру, проверив правильно ли инспектор оформил документы или нет. Но как показывает практика, больше чем в половине случаев автолюбители сталкиваются с отказом, по причине собственной невнимательности и наличия запрещающих парковку знаков.

Бурканова Светлана (юрист, юридическая фирма «ЮСТ») Бурканова Светлана (юрист, юридическая фирма «ЮСТ»)

Принудительная эвакуация автомобиля

Задержание автомобиля - это исключение его из процесса перевозки людей и грузов путем помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку). Задержание автомобиля применяется как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с совершением водителем ряда нарушений правил дорожного движения, за которые помимо административной ответственности законодательство предусматривает и такую меру обеспечения. Наиболее часто эта мера применяется к ненадлежащим образом припаркованным автомобилям, водители которых нарушили правила остановки или стоянки транспортного средства.

При этом задержание транспортного средства может осуществляться инспектором ГИБДД, как в присутствии, так и в отсутствие владельца транспортного средства.

Эвакуация автомобиля в отсутствии владельца производится в присутствии двух понятых. Если задержание транспортного средства осуществляется в присутствии владельца или собственника автомобиля, то прежде всего, необходимо поинтересоваться какое административное правонарушение послужило основанием для задержания автомобиля и ознакомиться с соответствующим протоколом. Необходимо обратить внимание на то, что можно устранить причину задержания транспортного средства на месте выявления правонарушения, но до начала перемещения транспортного средства. В этом случае помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется.

Если причину задержания автомобиля не удалось устранить на месте, инспектор ГИБДД составляет отдельный протокол, который должен включать информацию о месте хранения транспортного средства и опись имущества, находящегося в автомобиле, в том числе в «бардачке» и багажнике. Кроме того, водитель должен проконтролировать и настоять на описании в протоколе состояние кузова автомобиля, показания счетчика пробега, а также иные сведения. Копия протокола вручается владельцу транспортного средства и лицу, ответственному за хранение автомобиля на стоянке.

Целесообразно как можно скорее начать процедуру возврата автомобиля. Для этого в орган ГИБДД, исполняющий решение о задержании автомобиля необходимо предоставить документы, подтверждающие право владения и управления транспортным средством, копию протокола задержания транспортного средства и получить в нем отметку должностного лица органа ГИБДД о разрешении выдать автомобиль. На территории специализированной стоянки необходимо оплатить счет за перемещение и хранение транспортного средства (плата за хранение транспортного средства почасовая). Выдача транспортного средства осуществляется на основании заявления и акта приема-передачи транспортного средства. Автомобиль необходимо осмотреть на предмет наличия повреждений, соотнести содержимое транспортного средства с описью имущества в протоколе задержания транспортного средства.

Если владелец транспортного средства считает, что задержание было необоснованным, он может обжаловать решение сотрудника ГИБДД в суд. Поводом для обжалования задержания транспортного средства может быть следующее: - необоснованное возбуждение дела об административном правонарушении; - незаконные действия инспектора ДПС по задержанию автомобиля, несмотря на то, что водитель выразил желание устранить причину задержания на месте правонарушения; - отказ дежурной части ГИБДД незамедлительно дать разрешение на получение автомобиля со специализированной стоянки. - требование оплаты за транспортировку и хранение автомобиля на специализированной стоянке.

Федосеев Виктор (Член Ассоциации Юристов России, Председатель Московской муниципальной коллегии адвокатов, Адвокат) Федосеев Виктор (Член Ассоциации Юристов России, Председатель Московской муниципальной коллегии адвокатов, Адвокат)

С юридической точки зрения, сложившийся порядок привлечения к административной ответственности по статье 12.19 КРФоАП (нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств), а именно назначение безальтернативного наказания в виде штрафа установленного размера, плюс дополнительные материальные обязательства владельца транспортного средства, связанные с транспортировкой и хранением задержанной автомашины - порождает правовую неопределенность относительно задач административной ответственности и соблюдения прав человека.

Являясь правовым механизмом призванным предупреждать и пресекать правонарушения, административная ответственность также служит средством воспитательного воздействия. Следовательно, должна быть обоснована, справедлива и понятна для граждан, соответствовать общим принципам и нормам Конституции РФ и международного права.
Перемещение (эвакуация) транспортного средства является мерой обеспечения, которая применяется должностными лицами при возбуждении дела об административном правонарушении, служит способом пресечения правонарушения, средством обеспечения общественного порядка и безопасности дорожного движения.

Однако, эвакуация и хранение принадлежащего гражданину транспортного средства, в настоящее время, превращается из меры обеспечения в латентное (скрытое) материальное наказание, причем более строгое и в несколько раз превышающее размер самого административного штрафа, предусмотренного действующим законодательством, то есть фактически является дополнительным (вторым) видом наказания не предусмотренным Общей частью КРФоАП.

Кроме того, установленный процессуальный порядок привлечения к административной ответственности за данный вид правонарушения во многом несовершенен, а практика необоснованно нарушает права и законные интересы собственника транспортного средства.

Как известно, для управления автомашиной принадлежащей другому лицу не требуется нотариально удостоверенная доверенность. Однако, попробуйте получить не принадлежащую вам автомашину со специальной стоянки без доверенности и полной оплаты услуг эвакуации и хранения? Следовательно, во множестве случаев данные материальные расходы и временные затраты лежат непосредственно на собственнике автомашины, например, не совершавшем это правонарушение. Вы скажете: пусть собственник в судебном порядке и взыскивает расходы с лица, которому доверил управление. Не тут-то было! Как при сложившейся правоприменительной практике оформления данного правонарушения собственнику доказать что за рулем был не он? Выручить может только добрая воля фактически виновного лица (водителя).

По общему правилу лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к статье 1.5 КРФоАП (презумпция невиновности). Исключением! являются только случаи фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Собственник транспортного средства может быть освобожден от ответственности, если только докажет, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

С этого нюанса и начинается ряд взаимосвязанных противоречий, явно нарушающих права и свободы гражданина, зачастую используемых сотрудниками ГИБДД для улучшения «статистических показателей» своей правоохранительной деятельности.

Как на практике происходит фиксация и оформление нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств в городе Москве, Санкт-Петербурге и в России?

Сотрудник ГИБДД фиксирует средствами видеозаписи факт припаркованной в неустановленном месте автомашины без водителя, тем самым лишая собственника права воспользоваться презумпцией невиновности. В соответствии с положениями ст.28.1 КРФоАП возбуждает дело об административном правонарушении, путем составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Затем, вызывает эвакуатор, привлекает понятых и отправляет вашу автомашину на коммерческую автостоянку, впоследствии еще выписывает и штраф.
Все это происходит без уведомления собственника автомашины, с явным нарушением его права на защиту от незаконного, несправедливого и необоснованного привлечения к административной ответственности. Более того, в подобной ситуации собственник лишен как средств доказывания своей невиновности, так и доказательств необходимых для обращения в суд для взыскания понесенных им расходов в результате действий виновного лица.

Не правда ли, в подобной ситуации в полной мере «реализуются» Конституционные гарантии прав и свобод гражданина? Особенно для жителей городов Федерального значения.
Возникают вопросы: Отвечают ли подобное массовое ущемление прав собственника, человека и гражданина задачам законодательства об административных правонарушениях, к которым относятся «защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана … общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц…»?

Почему лицо совершившее, например, административное хулиганство или уголовное преступление – не несет дополнительной материальной ответственности за оказанную ему сотрудниками полиции «услугу» по доставлению в органы внутренних дел и содержание в ИВС?

На мой взгляд, в современных условиях, безусловно, необходима подобная мера обеспечения общественного порядка как эвакуация припаркованного с нарушением требований ПДД транспортного средства, однако подобная административная процедура должна соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, обеспечивать гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан, либо уж быть полностью бесплатной!

Автор комментариев:
Член Ассоциации юристов России,
Председатель Московской муниципальной коллегии адвокатов,
Адвокат
Виктор Федосеев

Читайте также