"Инвалидки" под запрет

2 марта 2015 г. 3 1244 Дмитрий Стоян
"Инвалидки" под запрет
В России давно говорят о запрете автотюнинга. Свежий приказ МВД России запрещает автомобилистам менять конструктивные элементы транспортного средства. Под запрещенные «приемы» попадают даже учебные автомобили. Ранее автошколы часто практиковали оснащение учебного транспорта дополнительными педалями и зеркалами.

Подобное новшество вызвало возмущение среди людей с ограниченными возможностями – ранее инвалиды применяли ручное управление, которое помогало им в нажатии педалей. Теперь переоборудование попало под запрет.

Проблема «услышана наверху», и в ближайшее время власти обещали разработать документ, который будет регулировать противоречивые ситуации.
Маричев Александр (Начальник отдела консалтинга и корпоративного обслуживания, "ДИГЕСТА") Маричев Александр (Начальник отдела консалтинга и корпоративного обслуживания, "ДИГЕСТА")

Если исходить из того, что автомобили для инвалидов безусловно требуют специальной доработки, причём индивидуальной, и под запреты о внесении конструктивных изменений подпасть никак не могут, новый приказ МВД России призван повысить безопасность на дорогах через привлечение сети уполномоченных сервисных центров. Хотя, конечно, определённые трудности и технические преграды у автошкол (особенно в регионах) должны возникнуть. Но это вполне укладывается в предпринимаемые в последнее время государством меры по их сокращению.

Анпилов Артем (юрист, Хренов и Партнеры) Анпилов Артем (юрист, Хренов и Партнеры)

Со вступлением в силу Приказа МВД № 1123 выдача разрешений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства более не является компетенцией ГИБДД. При этом функция контроля за внесенными в конструкцию изменениями осталась у органов у МВД – она содержится в Техническом регламенте Таможенного союза № ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

То есть ГИБДД отказывается от функции проверки соответствия автомобиля техническим нормам, полномочия органа ограничиваются исключительно проверкой установленных конструктивных элементов на оригинальность (сравнение фактического номера детали с номером, указанным в документах).

Однако вступление в силу приказа не означает полный запрет на внесение изменений в конструкцию авто. Отныне для получения разрешения на переоборудование необходимо наличие технического заключения оценочной организации, подтверждающего соответствие внесенных в конструкцию изменений техническим регламентам. При наличии подобного заключения транспортное средство допускается к эксплуатации.

В ГИБДД утверждают, что в разработке находятся разъяснения по применению спорного приказа к каждому конкретному случаю (в том числе к транспортным средствам автошкол и автомобилям, оборудованным ручным управлением для лиц с ограниченными возможностями). На настоящий момент в вопросе существует правовая неопределенность.

Аккредитованные автошколы вправе продолжать деятельность, однако если автошкола приобрела учебные авто после вступления в силу приказа, ей необходимо пройти всю процедуру допуска на рынок для каждого транспортного средства. Поскольку этим занимаются коммерческие структуры, стоимость обучения рискует возрасти.

Другая серьезная проблема – отсутствие (или недостаточное число) в ряде регионов организаций, обладающих правом на подготовку заключения о соответствии внесенных изменений требованиям безопасности. Существует риск, что документ просто негде будет получить, а отсутствие заключения – основание для отказа ГИБДД в регистрации транспортного средства.

Киминчижи Евгений (Управляющий партнер, Центральная коллегия адвокат Белгородской области) Киминчижи Евгений (Управляющий партнер, Центральная коллегия адвокат Белгородской области)

В изменении конструктивных элементов транспортных средств обнаруживает себя стремление законодателя обеспечить безопасность дорожного движения, что нельзя ни приветствовать. Однако при этом вполне вероятна иная крайность. Дело в том, что уже сегодня положения ст. 15 Федерального закона от 02 апреля 2012 года № 196-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств» запрещена постановка на учет транспортных средств с измененными конструктивными элементами либо измененной маркировкой, в чем усматривается ограничение по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению, учитывая специфический характер этих объектов собственности, использование которых связано с повышенной опасностью для окружающих.
Однако вряд ли всякое изменение конструктивных элементов влечет за собой нарушение безопасного режима управления транспортными средствами.

Единым документом, устанавливающим степень соответствия технического состояния автомобиля требованиям безопасности дорожного движения при эксплуатации является ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» (утвержден постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 № 47-ст), а также «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» Приложения к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Соответствие измененных конструктивных элементов требования приведенных нормативных актов, подтвержденное в том числе в ходе экспертного исследования не может явиться основанием для ограничения прав владельцев транспортных средств.

В соответствии с п./п. «з» п. 12 Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки. Соответственно новым приказом по существу вводится не столько запрет на внесение конструктивных элементов транспортного средства, сколько уточняются существующее нормы. А следствием нарушения императивного запрета, как и прежде, будет отказ в постановке на учет «измененного» транспортного средства, поскольку в силу п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, регистрация механических транспортных средств в ГИБДД является обязательным условием для допуска этих транспортных средств к эксплуатации.

Действие новых запретов, на мой взгляд, не в полной мере соответствует требованиям закона еще и по следующим причинам.

Европейским судом по правам человека при рассмотрении дела «Ярославцев против Российской Федерации» (жалоба № 42139/02) было признано нарушение гарантий на уважение права собственности, установленных ст. 1 Протокола № 1 от 20 марта 1952 года к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года (ратифицированы Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ), при обстоятельствах, связанных с отказом в совершении регистрационных действий при измененной маркировке транспортных средств. Аналогичная правовая позиция по существу изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2011 года № 5-П. Несмотря на несколько отличные обстоятельства дел, ставших поводом для судебных разбирательств, разрешенная проблематика имеет общую природу с запретом, вводимым новым приказом, что свидетельствует о его неполном соответствии основополагающим принципам и нормам правового регулирования.

Читайте также