Реформа ОСАГО

16 мая 2018 г. 4 801 Дмитрий Стоян
Реформа ОСАГО
Центробанк анонсировал давно назревшую реформу ОСАГО.

Теперь тарифы будут привязаны к индивидуальной истории вождения.
Коренев Алексей (аналитик, ГК "Финам") Коренев Алексей (аналитик, ГК "Финам")

В соответствии с анонсированными реформами, к концу лета 2018 года Банк России намерен одномоментно расширить тарифный коридор базового тарифа по полису обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на 20% как вверх по цене, так и вниз. В итоге после нововведений ЦБ для наиболее массовой категории автомобилей — зарегистрированных на физлиц легковых машин — коридор базовой ставки станет 2746–4942 руб. вместо текущего значения 3432–4118 руб. В среднем же, по оценкам экспертов, цена полиса ОСАГО вырастет с 5800 руб. до 7 тыс. руб. Нет сомнений, что страховщики будут всеми силами «тянуться» к верхней границе расширенного коридора, а не к нижней. При этом регулятор фактически не имеет никаких иных рычагов воздействия на рынок ОСАГО, кроме как устанавливать или передвигать тарифные коридоры, что крайне мало для того, чтобы управлять столь сложным сегментом рынка успешно. Впрочем, Центробанк все же пытается что-то изобретать даже в столь узких рамках возможного – например, предполагается введение повышенных коэффициентов для наиболее «рискованной» категории водителей именно по возрастному признаку, а не по стажу. Для тех, кто в группе 16-24 лет коэффициенты, как планируется, будут заметно повышены, а для наиболее спокойной категории водителей – от 25 до 35 лет, наоборот – понижены. Банк России планирует окончательно завершить реформу к 2020-му году, после чего снять все ограничения на тарифы, предоставив возможность страховщикам самостоятельно устанавливать коридоры. При этом Российский союз автостраховщиков поддерживает идею либерализации ОСАГО. Однако, на наш взгляд одним регулированием тарифных коридоров добиться повышения эффективности ОСАГО, как в части выхода на безубыточность, так и в части максимально возможного учета интересов потребителей, невозможно. Требуется более глубокая реформа самой системы ОСАГО, пересмотр некоторых положений по использованию каталогов запчастей при определении стоимости ремонта, внесение изменений в антимонопольное законодательство, не допускающее диктовки условий для клиентов со стороны наиболее крупных игроков рынка.

Нехайчук Юрий (официальный представитель, Альфастрахование) Нехайчук Юрий (официальный представитель, Альфастрахование)

Тот факт, что ЦБ предлагает расширить тарифный коридор базовой ставки на 20% в обе стороны, позволит страховщикам конкурировать по цене, а страхователям - искать наиболее выгодное предложение, ведь теперь стоимость полиса может колебаться в пределах 40%.
ЦБ предлагает присваивать коэффициент бонус-малус каждому водителю на один год. Водителям, имеющим в 2018 г. несколько значений данного коэффициента, будет присвоен наименьший. С момента старта ОСАГО и запуска инструмента КБМ (коэффициент бонус-малус) аварийность владельца полиса определялась «по договору». То есть, если у водителя было несколько полисов или он был вписан в качестве допущенного к управлению автомобилем лица в несколько полисов, стоимость определялась, исходя из истории конкретного договора вождения. Новая модель позволит учитывать все убытки по всем полисам – то есть получить максимально корректную на данном этапе историю вождения водителя, учитывающую всю аварийность.
Предлагается также увеличить количество страховых сегментов по возрасту и стажу водителя до 50. Это позволит более точно персонифицировать данные, в результате участники дорожного движения смогут сэкономить, так как тариф будет установлен точнее.
Все предложенные ЦБ меры крайне важны. Но обещанного освобождения стоимости ОСАГО автовладельцы пока так и не получили, а значит, они по-прежнему частично будут оплачивать убытки безответственных водителей, неаккуратно и аварийно ведущих себя на дороге, из своего тарифа.
После введения еОСАГО (на сайте «АльфаСтрахование» еОСАГО можно было купить еще за год до старта еОСАГО по всей стране) актуальность проблемы доступности полисов ОСАГО значительно снизилась. Но персонификация тарифа и более четкий учет аварийности каждого клиента, а также введение коэффициента «за аварийную езду» позволит не только хорошим водителям платить значительно меньше за защиту ОСАГО, но и постепенно сделает крайне дорогим ОСАГО для водителей из категории «Мара Багдасарян», а значит, заставит задуматься над своим поведением на дороге.

Матюшенко Антон Сергеевич (Адвокат - управляющий партнер, АБ Матюшенко и партнеры) Матюшенко Антон Сергеевич (Адвокат - управляющий партнер, АБ Матюшенко и партнеры)

Новая реформа связана с претензиями автостраховщиков об убыточности автогражданки в том виде, в котором она существует на сегодняшний день. Поэтому основные изменения будут связаны со стоимостью полиса ОСАГО. Будут увеличены варианты тарифов в зависимости от возраста водителей, изменятся границы базового тарифа. Самыми дорогими останутся полисы для молодых водителей.
Однако, это все проект, а он может быть изменен и очень существенно. Например рассматривается даже об отмене базового тарифа совсем, и установления индивидуальных критериев для каждого водителя. Рассматривается также зависимость стоимости полиса от наличия штрафов у водителя, от стоимости автомобиля.
Ждем перемен, и конечно же повышения стоимости тарифов.

Попков  Евгений (Начальник отдела маркетинговых исследований, СК "МАКС") Попков Евгений (Начальник отдела маркетинговых исследований, СК "МАКС")

Из озвученной позиции представителей Банка России понятно, что летние изменения тарифов по ОСАГО коснутся в первую очередь базовых ставок — так называемый тарифный коридор, и коэффициента за стаж и возраст водителей.
Тарифный коридор, как и предполагалось ранее, будут расширять с нынешних «плюс-минус 10%» до «плюс-минус 20%». Это означает, что страховые компании смогут более акцентировано поощрять аккуратных водителей с помощью скидок от базового тарифа вплоть до указанных 20%, и усмирять лихачей-нарушителей, часто попадающих в ДТП, более заметным повышением стоимости полиса. С учетом того, что по статистике РСА на дорогах ездит больше аккуратных водителей — скидками за безаварийность пользуется до 80% процентов автомобилистов, можно осторожно предположить, что средняя премия по ОСАГО как минимум не вырастет.
Что касается коэффициента стажа и возраста, то сетку его значений предлагается увеличить сразу в несколько раз. Сейчас для его определения используется всего два пограничных значения — возраст 22 года и стаж 3 года. А будет применяться восемь значений стажа (от 0 до 14 лет и более) и семь значений возраста (от 16 до 49 лет и старше). Расчет по водителям станет более точным и персонифицированным.

Читайте также