Программа утилизации может продлиться

22 января 2015 г. 2 2069 Дмитрий Стоян
Программа утилизации может продлиться
В России правительством разработан ряд мер, направленных на помощь отечественному автомобильному сектору, переживающему сложные времена. Одной из основных мер считается продление программы утилизации старого транспорта еще на полгода (до конца третьего квартала). На это планируется дополнительно выделить 20 миллиардов рублей бюджетных средств.

Из других мер можно выделить реализацию обновления автопарка государственных организаций, которые в течение года приобретут около 3,5 тысяч автомобилей отечественного производства на сумму около 5 миллиардов рублей. Кроме того, в регионы будет направлено до 3 миллиардов рублей на цели приобретения транспорта с газомоторными силовыми агрегатами. Предложат помощь и покупателям сельскохозяйственной техники. На 2 миллиарда рублей живыми деньгами, и еще на такую же сумму на предоставление льготных условий лизинга.

В тоже время не будет никаких послаблений в области организации производства автомобилей на территории России и уровня локализации производства, на которых настаивали в министерстве экономики. Решено отказаться и от льготных условий автокредитования.

На этом фоне отечественный рынок готовится к резкому сокращению спроса. Например, завод «КАМАЗ» уже разработал график работы по трехсменной рабочей неделе в весенний период. На предприятии говорят, что его задействуют только в худшем случае, но подобная вероятность не исключается. Обратился завод и за государственной помощью, отмечая падение уровня заработной платы сотрудников почти на 20% с прогнозирование еще 25-процентного снижения.

Эксперты в свою очередь отмечают, что спасти ситуацию может только рост спроса, и поддержкой в данной ситуации не обойтись.
Копвиллем Владлен Рудольфович (юрист, ФАР (Межрегиональная общественная организация "Федерация Автовладельцев России")) Копвиллем Владлен Рудольфович (юрист, ФАР (Межрегиональная общественная организация "Федерация Автовладельцев России"))

Да, это поддержка автомобильному сектору. По эффективности ничего сказать не могу, т.к. не знаю из какого расчета была принята эта сумма.

Павловский Виталий (Исполнительный директор финансового подразделения, группа «Рольф») Павловский Виталий (Исполнительный директор финансового подразделения, группа «Рольф»)

Программа утилизации, возобновившаяся осенью прошлого года, безусловно, поддержала автомобильный рынок, но лишь нижний его ценовой сегмент. Основными бенефициарами программы оказались отечественные бренды - Лада, ГАЗ, УАЗ. Из иномарок больше всего выиграл Renault. Для остальных брендов из нашего портфеля мера не оказала значительной поддержки, а всплеск продаж в ноябре-декабре был обусловлен девальвацией рубля и стремлением населения срочно вложить свои сбережения в автомобили.

Ценность программы утилизации – не только в поддержке продаж новых автомобилей, но и в формировании цивилизованного рынка автомобилей с пробегом, поскольку многие покупатели сдавали свои автомобили дилерам в трейд-ин. Безусловно, решение правительства продлить действие программы утилизации - это хорошая новость, но сейчас, когда автомобильный рынок находится в едва ли не самой худшей ситуации за последние 15 лет, этой меры будет явно недостаточно, чтобы избежать обвала. Да, утилизация работает, но часть клиентов, сдавая автомобиль в трейд-ин, покупали новый с использованием кредитных средств, и здесь поддержка не менее важна.

Падение автомобильного рынка на 30% равнозначно снижению ВВП России на 0,5%. Это значит, что на автосборочных предприятиях будут остановки производства и сокращения персонала, надолго прекратится поток инвестиций в производство автомобилей и автокомпонентов, слабые дилеры будут массово разоряться. Очевидно, что государство, поддерживая автомобильную промышленность и авторитейл, инвестирует в развитие всей экономики. Эффективность программы господдержки автокредитования в 2013 году - при затратах 8,6 млрд руб в бюджет в виде налогов вернулось 28,6 млрд. руб - и оценка текущей ситуации позволяют говорить о субсидировании ставок по автокредитам как о первостепенной мере поддержки. 
Продажи новых автомобилей сильно зависят от доступности автокредитов. Отрасль не сможет удержаться от существенного падения, если кредит будет недоступен для потенциальных покупателей. Это мы наблюдали в 2009 году, когда кредитование стагнировало, и рынок рухнул.

С нашей точки зрения, возобновление программы льготного автокредитования, предполагающей субсидирование процентной ставки государством, могло бы наиболее эффективно стимулировать продажи автомобилей в широком ценовом диапазоне. В середине прошлого года в автоцентрах РОЛЬФ доля продаж автомобилей в кредит доходила до 42%. Сейчас мы отмечаем ее катастрофическое падение – до уровня около 10%. Из-за высокой ставки автокредиты стали практически недоступны, и это тянет весь авторынок вниз. По нашей оценке, в ценах 2014 года на автомобили стоимостью до 1 миллиона рублей приходилось порядка 75% продаж, причем львиная доля этих автомобилей – произведенные в России. Сейчас, когда цены повысились, для обеспечения аналогичного охвата программы необходимо расширить ценовой диапазон до 1,2-1,25 млн рублей. Субсидирование кредитов на покупку автомобилей этого ценового сегмента помогло бы если не решить все проблемы отрасли, то по крайней мере избежать катастрофического обрушения рынка.

Бренды в статье:
Читайте также