
Декабрьский ажиотаж вполне может смениться затишьем на авторынке. Многие автодилеры фиксируют постепенный спад продаж.
Падение покупательной способности населения, подорожавшие автокредиты, недоступное КАСКО - все это неизбежно приведет и к провалу продаж автомобилей, если рынок не поддержать. Очевидно, что только лишь программы утилизации недостаточно.
Опасения обоснованны. Об этом мы говорили еще до нового года. Для поддержания экономики, и продаж автомобилей в частности, надо прекратить войну на/в Украине.
Подобные прогнозы оправданы, так как ажиотаж на автомобильном рынке происходил в конце 2014 года. Поэтому возможны риски, но панике поддавались не все и тот кто захочет что-то купить сделает это тогда, когда ему удобно не взирая на цены и прочее.
По поводу поддержания программы утилизации правительством было бы замечательно, но опять таки это будет направлено на поддержку российского автопрома, а он к сожалению по качеству предоставляемой продукции пока не дотягивает. Поэтому многие будут переплачивать, но покупать более надежные модели машин.
Вполне разделяю прогнозы этих "некоторых автодилеров". Причем значительные падения ожидаются не только в феврале, но и в последующие месяцы. Если верить аналитиками, то прогнозы вообще не утешительные - сокращение рынка на треть. Кризис, как санитар, уберет с рынка временных игроков, которые "заходили" с целью "успеть взять хоть что-то" (таких, как Seat, например), заберет, как я их называю "слабых духом" - это компании, у которых изначально не было серьезной программы долгосрочного пребывания в нашей стране, предусматривающей возможные риски и стратегий по их решениям.
Как сказал один из моих клиентов, буквально пару дней назад (руководитель крупной оконной компании) - кризис - это хорошо, конкурентов на рынке меньше станет. И он прав. Сейчас время для захвата рынка сильными игроками, не важно про какой сегмент идет речь, и те, кто сейчас с него уходит, потом зайти вряд ли уже смогут.
Что может предпринять правительство, кроме программы утилизации, чтобы поддержать автопром? В краткосрочной перспективе, думаю, ничего. В долгосрочной - обеспечить "вкусные" условия для расширения производства на территории нашей страны. Всякого производства. Вместо того, чтобы "закручивать гайки" необходимы специальные программы для бизнеса, которому было бы интересно производиться в России. Как в свое время было сделано в Китае. Сегодня уже никто не спорит и не сомневается, что Китай - мировой лидер по производству всего. Вот и нашей стране нужны такие же программы.
Тогда бизнес любой страны не сможет упускать такую "лакомую" возможность и, я уверена, ни одни санкции не сдержат наплыв желающих.
Кроме того, кланы производителей наоборот, начнут изнутри давить на правительства своих стран и добьются отмены всяких санкций. А для нашей страны - это массовые рабочие места, вливание в бюджеты регионов и, в целом - рост экономики. Ну и, как следствие, рост продаж по всем фронтам.
По предварительным данным, продажи новых автомобилей в компании РОЛЬФ в январе снизились на 25%. Итоговые цифры по всему рынку мы увидим на днях, но оценочно падение составит не менее 30% по сравнению с результатами далеко не самого успешного января 2014 года. Но и это еще не отражает масштабов проблемы. Дело в том, что сейчас многие дилеры продолжают выдавать автомобили, контракты на которые были заключены еще в прошлом году. Сейчас же уровень контрактования в компании РОЛЬФ ниже примерно на 40%, чем в прошлом январе, а в целом по рынку падение еще сильнее. Эти цифры дают представление о реальном потенциале февраля: есть все основания прогнозировать сокращение рынка вдвое.
Что это значит для экономики? Сокращение рабочих мест в сфере производства автомобилей и автокомпонентов, остановки автозаводов, разорение многих автодилеров. Только в авторитейле может произойти банкротство трети игроков, а это 30-40 тысяч рабочих мест. Сокращение автомобильного рынка на 30% - а такой прогноз уже можно назвать осторожным – равнозначно сниженирю ВВП страны на 0,5%.
Правительство не раз выражало готовность поддержать автомобильную промышленность, но на практике запущена лишь программа утилизации. Ее сильная сторона – в том, что она позволяет формировать цивилизованный вторичный рынок автомобилей за счет тех машин, которые передаются в трейд-ин. Что касается продаж, то эффект от программы ощутим только для самых доступных автомобилей, прежде всего АвтоВАЗа.
Гораздо более эффективными мерами могли бы стать разрешение использовать на покупку машины материнского капитала и особенно субсидирование автокредитов. Письмо с предложением введения этих мер направила премьер-министру ассоциация РОАД. Правительство последовательно поддерживает отдельные сектора экономики – сельское хозяйство, жилищное строительство - с помощью субсидирования кредитов. Автомобильная отрасль нуждается в такой поддержке ничуть не меньше. Кредитование – это локомотив рынка. Не будем забывать, что в Европе более 70% автомобилей продается в кредит. В России же текущие ставки делают кредит роскошью: из-за роста стоимости займов доля продаж в кредит в компании РОЛЬФ за полгода опустилась с 42% до 15%. Это значит, что рынок должен снизиться на четверть только из-за недоступности займов. Решение проблемы мы видим в возобновлении программы субсидирования автокредитов со стороны государства. Снижение ключевой ставки ЦБ до уровня 15% сделает эффект от этой меры еще более ощутимым. Тем более, что бюджетная эффективность запуска программы субсидирования автокредитов не вызывает сомнения: в 2013 году при объеме государственного финансирования 8,6 млрд. руб в бюджет в виде налогов за проданные автомобили вернулось 28 млрд. руб.