Для российских таксистов могут ввести патенты

4 августа 2015 г. 6 1290 Николаева Татьяна Владимировна
Для российских таксистов могут ввести патенты
Депутаты предлагают ввести патентную систему для таксистов.

Российские депутаты выдвинули предложение о введении патентной системы для частных извозчиков. Они предполагают, что этот документ избавит таксистов от необходимости предъявлять любые другие бумажки. Идея этого предложения принадлежит единоросу из «Автомобильной России» Вячеславу Лысакову.

В ближайшее время народный избранник собирается заняться разработкой нужных поправок. По ним, каждый желающий заняться перевозками на личном автомобиле, сможет приобретать патент. Предварительная стоимость такого документа варьируется в пределах от 10000 до 15000 рублей.
Маричев Александр (Начальник отдела консалтинга и корпоративного обслуживания, "ДИГЕСТА") Маричев Александр (Начальник отдела консалтинга и корпоративного обслуживания, "ДИГЕСТА")

Сначала необходимо понять, что такое система патентов для такси? В первую очередь это возврат к неорганизованному частному извозу. Только-только стали формироваться структуры организованной перевозки пассажиров, способные оказать качественные услуги на современном виде транспорта, находящемся под техническим контролем специалистов ... Рынок извоза только-только начал выходить из теневого оборота наличных средств, а его опять хотят разрушить и восстановить бесконтрольность. Видимо, в таком виде он больше кому-то нужен! А как же продекларированный государством постепенный уход и сворачивание наличного оборота денежных средств? Сторонники системы патентов для такси могут конечно возразить и сказать, что одновременно с введением патентной системы будет организовано:
1. Ведение лимитов выдачи патентов по регионам и их целевое территориальное использование.
2. Система безналичной оплаты за проезд.
3. Лишение патента за нарушение условий его использования, в том числе в отношении технического состояния автомобиля, и т.д.
Но мы с вами прекрасно понимаем, что для тех, кто лоббирует это нововведение, главное протолкнуть принятие закона, а уж с контролёрами они договорятся, потом, когда всё уляжется и будет не так шумно.

Заварзина Нина (Генеральный директор, Legal CONSTANTINE) Заварзина Нина (Генеральный директор, Legal CONSTANTINE)

Пока особых минусов для такой системы налогообложения не вижу. У патентной системы, как и у любой другой, свои плюсы и недостатки. Надо понимать, кто такой этот таксист. Основная масса таксистов - это не наемные работники, а индивидуальные предприниматели с наличием диспетчерского договора с принимающей заказы службой такси. Каждый третий их них вообще даже не в курсе, что нужно какие-то там декларации сдавать, налоги рассчитывать. Этот каждый третий сегодня только с навигатором познакомился, а завтра скроется в неизвестном направлении необъятной родины. Попробуйте просить у него, какая у него система налогообложения. У него ни ККТ, ни бухгалтера нет. А налоги, если и платятся, то тоже не всегда адекватно. А вот патент, при котором ни кассовый аппарат, ни декларация не нужны, который четко заранее устанавливает размер и срок налогового платежа - вполне доступен к пониманию и исполнению. И это показывает практика в других отраслях.

Фоменко Николай Владимирович (СЕО, NVF Production Group) Фоменко Николай Владимирович (СЕО, NVF Production Group)

Рынок такси, в некоторых городах, и так переживает не самые лучшие времена, а данная инициатива может усугубить ситуацию еще больше. Но! Для рынка в целом, экономики и в частности для народа -это хорошая инициатива, которую я считаю, что нужно поддержать. Конечно, при поверхностном подходе, оно может сказаться на качестве оказываемых услуг, так как в компаниях на этом рынке сейчас хоть как-то заботят о своей репутации, а в данном случае основным станет вопрос заработка..
Если же грамотно подойти к этому вопросу, то в таком решении можно увидеть перспективные и положительные моменты. К примеру, если компании со своим таксопарком станут не извозчиком, а источником информации и при этом будет выдвигать определенные качественные требования для патентных «извозчиков», то из этого может быть будет толк.

Храмов Андрей (Директор департамента корпоративных продаж, ГК «АвтоСпецЦентр») Храмов Андрей (Директор департамента корпоративных продаж, ГК «АвтоСпецЦентр»)

В современных условиях повсеместного распространения сетевых технологий рынок такси также стремится воспользоваться предоставляемыми ими возможностями. Однако это порой порождает конфликты как между государством и сервисами такси по поводу налоговых сборов, так и внутри самого рынка данной услуги. Наиболее значительным можно назвать конфликт вокруг он-лайн сервиса Uber. Во избежание подобных ситуаций в дальнейшем власти хотят найти промежуточный вариант – позволить подобным сервисам не проходить специальную процедуру регистрации и не уплачивать налог, которым облагаются фирмы, предоставляющие услуги таксомоторных перевозок. Также введение подобного патента позволит решить достаточно давно стоящую проблему нелегальных перевозчиков. Хотя данная мера и позволит избежать громких судебных разбирательств о порядке налогообложения данных сервисов, проблема технического состояния транспортных средств, используемых для таксомоторных перевозок, все также будет оставаться неразрешенной. И, если крупные он-лайн сервисы заботятся о состоянии своих авто, чтобы не потерять клиентов, то станут ли это делать те, кто сейчас занят нелегальными перевозками, неизвестно.

Толмачев Антон Леонидович (Управляющий партнер, ЮрПартнерЪ) Толмачев Антон Леонидович (Управляющий партнер, ЮрПартнерЪ)

Вместе с тем, проект нельзя назвать доработанным – так, если явная выгода для нелегальных таксистов понятна, то пользы для пассажиров и, уж тем более, таксистов, которые уже сейчас работают легально, пока размыта. Так, депутат предложил обязательное страховое обеспечение всех вызовов, в том числе и по патенту, что, конечно, при должном уровне контроля сделает поездки более безопасными. Кроме того, пока не ясна ситуация с уже действующими перевозчиками – будет ли их лицензия переоформлена в патент, или останется в прежнем статусе, будут ли лицензированным такси предоставлены привилегии, или права таксистов с лицензией и таксистов с патентом будет одинаковы. Не решены пока вопросы по регистрации и налогами – из слов депутата следует, что «кроме патента не потребуется получать ни одной бумажки»: следует ли из этого, что патент освободит от необходимости регистрации ИП или ООО, как будут исчисляться доходы патентных таксистов для налогообложения, будет ли обязателен какой-то специальный налоговый режим для новой системы.
Подводя итог, считаю, что если инициатива дойдет до финала, на рынке она обязательно отразится, однако какой при этом даст эффект судить можно будет только после итоговой разработки проекта и механизмов новой системы.

Домовская Екатерина (эксперт, Правовой Сервис 48Prav.ru) Домовская Екатерина (эксперт, Правовой Сервис 48Prav.ru)

Предложенная система, по сути, является максимальным упрощением лицензирования таксомоторных перевозок. Депутат предлагает понизить процедурные требования для выхода на рынок перевозок и одновременно значительно повысить штрафы за нелегальную деятельность. Очевидно, что в условиях экономического спада и необходимости представления гражданам дополнительных рабочих мест, инициатива выглядит адекватной. Несмотря на малое количество легального такси (от общего объема), они пользуются бо’льшим спросом, например, все популярные сервисы по вызову такси если и сотрудничают с нелегалами, то передают им заказы в последнюю очередь. Конечно, человеку, желающему только подработать в такси, а не профессионально заняться перевозками, получать лицензию, регистрировать ИП, вести минимальную бухгалтерию и платить налоги за эту подработку действительно неудобно и не выгодно. В этом плане инициатива, безусловно, позволит нелегалам выйти из тени.

Читайте также