Разворот авторынка

26 января 2017 г. 1 856 Дмитрий Стоян
Разворот авторынка
Продажи на российском автомобильном рынке снижаются четыре года подряд. По сравнению с 2012 годом они упали более чем в два раза. Наиболее сильно, то есть фактически на треть, просели продажи в 2015 году. В прошлом году падение по разным оценкам составило 10-12%. Главные причины – снижение потребительского спроса и подорожание автомобилей на фоне ослабления рубля.

На наш взгляд, 2017 год может стать позитивным для российского автомобильного рынка. В пользу этого говорят данные за последние месяцы 2016 года, когда падение продаж приостановилось. Впрочем, этот тренд ещё нуждается в подтверждении. Похожая ситуация была в начале 2015 года, когда продажи в весенние месяцы были оптимистичными. Но это был «сезонный фактор», а летом продажи сильно просели.

Ещё одна тенденция рынка – смещение потребительского спроса в бюджетный сегмент. Так, осенью 2016 года заметно выросли продажи на вторичном рынке автомобилей. Кроме того, выросла доля продаж у российских производителей, существенную часть линейки которых составляет как раз бюджетный сегмент. Доля «АвтоВАЗа» выросла до 18,7%. «АвтоВАЗ» продолжает активную экспансию на экспортные рынки, что позитивно скажется на объёме продаж.

Последний всплеск продаж автомобилей в России был в 2011-2013 годах. Значит, купленным тогда машинам уже 4-6 лет – рекомендуемый срок использования автомобиля. Многие из тех, кто откладывал покупку автомобилей в последние 2-3 года, сделают это в этом году. Последние месяцы российская экономика подаёт позитивные сигналы, это должно отразиться и на потребительском спросе. На наш взгляд, в 2017 году наиболее вероятен небольшой рост продаж.
Кабаков Ярослав (Заместитель генерального директора, ИК "Финам") Кабаков Ярослав (Заместитель генерального директора, ИК "Финам")

Ещё одной важной чертой российского автомобильного рынка можно назвать то, что он стал весьма развитым. Здесь автомобили уже не раскупаются как горячие пирожки, потребители весьма придирчивы в выборе, серьёзно подходят к тому, что приобрести, требуют качественных машин, способных обеспечить высокий уровень безопасности и комфорта. Кроме того, ещё одной тенденцией отечественного авторынка можно назвать уверенное лидерство марок, которые выпускают ведущие мировые автопроизводители. Они давно пришли в страну, и уже завоевали доверие потребителей, активно занимаются локализацией производства, и занимают лидирующие позиции по продажам. Те же производители, которые позже вышли на российский рынок, тоже продают свою продукцию, но занимают определённую нишу и вряд ли смогут потеснить лидеров в ближайшие годы.
С одной стороны, можно говорить о продолжении кризиса, ведь показатель продаж ниже, чем в прошлом году. С другой стороны – по сравнению с началом прошлого года темпы снижения продаж постепенно замедлялись. Это позволяет утверждать, что отечественный авторынок постепенно переходит в состояние равновесия, пусть пока и неустойчивого. Ситуация, конечно же, будет зависеть от решения потребителей в первую очередь, но, естественно, что и общее состояние экономики окажет своё влияние. В зависимости от того, какой будет экономическая ситуация, это или заставит граждан повременить с приобретением автомобиля или же подвигнет их к этому, даже может поторопить. Пока ситуация в экономике остаётся сложной и дать какой-то однозначный ответ об объёмах продаж автомобилей вряд ли возможно, не исключено, что по итогам года, показатели автомобильного рынка могут всё же оказаться меньше показателей 2016 года, но разница будет не столь значительной.

Читайте также