Нужна ли водителям-любителям профессиональная подготовка?

3 июня 2019 г. 527 Камышникова
Алексей Тузов независимый эксперт транспортной отрасли
Принцип разделения автовладельцев на две категории – любителей и профессионалов - уже существует в некоторых странах Европы. В нашей стране это обсуждается уже давно, но только сейчас законопроект был доработан. Теперь, чтобы получить права людям, не планирующим работать водителем профессионально, нужно пройти только один упрощенный экзамен. Для людей, чья профессия связана с вождением, необходимо будет пройти экзамен в два этапа, а также каждые пять лет проходить переподготовку.

Обучение водителей-любителей будут проводить образовательные организации по программам специальной подготовки. Автошколы не будут получать лицензий и контролироваться ГИБДД, как это было с 2010 по 2013 годах. Сейчас порядок сдачи экзамена и выдачи прав регулируется правоохранительными органами, а количество ДТП по вине начинающих водителей снизилось на 59%. Для профессиональных водителей троллейбусов или трамваев нужно проходить экзамен в два этапа, а для доступа к спецтранспорту, такому как кареты «Скорой помощи» или пожарным машинам, достаточно получить права любителя после прохождения подготовки и спецкурса.
Этот законопроект упростит процесс получения прав для новичков, которым нужен автомобиль в личных целях. Сейчас система подготовки подразумевает изучение не только основ, но теории для профессиональных водителей. Эта информация не нужна в большинстве случаев тем, кто не будет водить спецтранспорт. В тоже время, для профессионалов задача усложнилась. Вместо того, чтобы пройти экзамен, один раз, придется сдавать его два раза, а потом проходить переаттестацию каждые несколько лет.
При этом положения законопроекта не будут распространяться на водителей транспортных средств, которые предназначены для ликвидации пожаров, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб или принадлежат Вооруженным силам РФ, а также на водителей, чье авто, зарегистрировано в другой стране.
Обучение водителей-профессионалов по-прежнему будет считаться образовательным процессом, им придется улучшить свои знания. Издержки, связанные с дополнительным обучением, по оценкам разработчиков проекта, составят 1,66 млрд. руб. в год.
Против разделения водителей на любителей и профессионалов выступили представители ГИБДД: там считают, что контроль за уровнем подготовки профессиональных водителей, который Минтранс предложил возложить на МВД, несет дополнительную нагрузку и несвойственные ГИБДД функции. При этом в ГИБДД считают, что подготовкой водителей автобусов, грузовиков, таксомоторов должны заниматься не автошколы, а специализированные организации. Кроме того, существует вероятность, что обучение вождению вообще будут проводить онлайн, что негативно скажется на результатах практической части экзамена.
В целом, сама реформа имеет место быть, однако нуждается в тщательной проработке, так как даже категорию «любители» необходимо подготавливать ко всем возможным случаям на дорогах, чтобы минимизировать риски повышения количество ДТП. Стоит сделать акцент непосредственно на специализированных курсах повышения квалификации для профессиональных водителей, а для остальных оставить экзаменационный процесс без изменений. Эти меры не приведут к увеличению аварий на дорогах, а обучение останется правом только лицензированных школ.
Читайте также