Беспилотные грузовики - скоро в России

7 декабря 2016 г. 7 1988 Дмитрий Стоян
Беспилотные грузовики - скоро в России
Компания Traft собирается запустить в России к середине 2017 года рейсовые беспилотные грузовики.

Первые автономные транспортные средства появятся на дорогах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Краснодара.
Михайлова Дарья Андреевна (диетолог-нутрициолог, фриланс) Михайлова Дарья Андреевна (диетолог-нутрициолог, фриланс)

Беспилотные грузовики — это великолепное передовое изобретение. Однако, время для его адаптации выбрано, на мой взгляд, более чем неудачное.

Страна и без того находится в глубоком экономическом кризисе. Выпускники ВУЗов вынужденны устраиваться продавцами в Макдональдс. Уровень безработицы так и продолжает расти. Лишить, в такой ситуации, людей самых доступных не квалифицированных рабочих мест может привести к массовым забастовкам.

Но есть еще вопрос, будет ли введение беспилотников массовым и обязательным, или же это будет всего лишь новым торговым предложением.для компаний.

Семенов Олег (автор блога по личностному росту, Иди к себе) Семенов Олег (автор блога по личностному росту, Иди к себе)

Делать такие выводы преждевременно. С таким же успехом можно сказать, что сотрудники ГИБДД останутся без работы как только на автомобилях будет встроена функция «автопилот», которая решит проблемы вождения без прав или в состоянии опьянения.
Существенные различия в технических возможностях и «российском» менталитете, перенесут дату масштабного введения в эксплуатацию на неопределенный срок. Сами пилотные проекты существенного влияния на потребности в специалистах не окажут.
Будущее неизбежно, поэтому этот процесс будет происходить быстро, но не в одночасье. В связи с этим произойдет перестройка систем образования, вскроются новые проблемы и факторы, решение которых не обойдется без специалистов, которые и придут на смену дальнобойщикам.
От перехода на мобильные телефоны никто из специалистов по кабельным линиям связи не умер от голода. Придет время, возникнут вопросы, а также найдутся их решения. Сейчас главное для участников этой сферы деятельности выбрать наиболее выгодную стратегию, которая заключается в понимании наступающих перемен, а также начать заблаговременную подготовку к этому.

Генне Олеся (специалист, ЧОУ ДПО "ЦПР") Генне Олеся (специалист, ЧОУ ДПО "ЦПР")

Ну, это далеко не IT-революция... Разработкой беспилотных авто начали заниматься давно и первый беспилотник появился на дороге более двадцати лет назад. Разработкой таких технологий занимаются как мировые автогиганты, так и гиганты IT, например, Googl. Появление же беспилотников на дорогах России - это, конечно, что-то новенькое. Не в плане технологий (они есть), а в плане реальной реализации.

Калачев Алексей (Аналитик, ГК "ФИНАМ") Калачев Алексей (Аналитик, ГК "ФИНАМ")

Безусловно, появление на дорогах беспилотных автомобилей является одним из проявлений мировой IT-революции. Справедливости ради стоит отметить, что Россия пока еще не в авангарде этого процесса. Первые эксперименты с беспилотными автомобилями начали проводить в компании Google, причем в 2011 году Google даже успешно пролоббировала закон штата Невады, разрешающий использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Сейчас во всем мире многие автопроизводители и производители программного обеспечения ведут разработки в этом направлении, причем речь идет не только о грузовиках, но и о беспилотных автобусах и такси.
Однако нельзя и сказать, что наша страна плетется в хвосте прогресса. Нам тоже есть что предъявить. Например, в начале 2015 года ПАО «КАМАЗ» и компания Cognitive Technologies объявили о старте совместного проекта по созданию беспилотного транспортного средства на базе КАМАЗ, а в сентябре 2016 года компания Cognitive Technologies объявила о создании программно-аппаратной платформы C-Pilot, которая может устанавливаться, как на легковых, так и на других типах автомобилей, а также анонсировала планы по ее развитию, предполагающие обеспечение возможности полностью автономного движения к 2022 году. Кроме того, компания ООО «Бакулин Моторс Групп» (автобусы «Волгобас») в этом году представила беспилотный автобус «MatrЁshka», работающий на электричестве. Серийное производство планируется наладить в 2017 году, а в 2018 году беспилотники компании планируется использовать для перевозки гостей Чемпионата мира по футболу.
Намерение компания Traft запустить в России к середине 2017 года рейсовые беспилотные грузовики на базе Hyundai и «ГАЗели» находится в том же ряду. В компании уже объявили конкурс на закупку программного обеспечения для транспортных средств. Поставщика выберут в начале марта.
Однако, сэкономить на водителях пока никому не получится. Законодательство РФ, а также ратифицированная в России Венская конвенция о дорожном движении не допускают отсутствия человека в кабине автомобиля. Поэтому водителей переучат по специальности операторов беспилотных транспортных средств, чтобы они контролировали работу системы, сидя на водительском кресле.
Впрочем, пока нигде, кроме штата Невада (США) не разрешается использовать беспилотные транспортные средства на дорогах общего пользования без присмотра человека.

Кутуков Константин (Директор по маркетингу, Группа "Астерос") Кутуков Константин (Директор по маркетингу, Группа "Астерос")

Не назвал бы запуск беспилотных грузовиков революцией на рынке ИТ. Скорее, это наш завтрашний день. Ведь скорость проникновения инноваций настолько высока, что реальные результаты этих решений мы увидим в ближайшие 2-3 года, а через 5-6 лет они станут естественным атрибутом транспортной инфраструктуры, как, например, в Китае, Европе и в США.
В нашей стране пока существуют определенные барьеры для полномасштабного внедрения подобных технологий, но со временем они преодолимы. В первую очередь, речь идет об ограниченной функциональности существующих решений в плане автономного принятия решений по ситуации на дороге (на основе технического зрения и данных с датчиков). Вторым аспектом является готовность дорожной инфраструктуры. Ее необходимо адаптировать под взаимодействие с транспортными средствами, оснастить специальной системой унифицированных указателей, и, что крайне сложно для наших погодных условий, – круглогодично поддерживать качество покрытия и видимость разметки в хорошем состоянии. Не малую роль играют и правовые аспекты, связанные с распределением ответственности в случае ДТП или несчастного случая. Сейчас эта часть правового поля до конца не продумана и в основном носит прецедентный характер.
Уверен, что за время массовой адаптации технологии у водителей будет возможность повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку, чтобы взять на себя новую роль в экосистеме управления грузоперевозками.

Воеводин Дмитрий (начальник отдела логистических операций, DPD в России) Воеводин Дмитрий (начальник отдела логистических операций, DPD в России)

Беспилотный автомобиль считывает определенные визуальные и цифровые метки с помощью различных датчиков. Например, четкое следование по выбранной полосе производится путем контроля дорожной разметки. Но в российских погодных условиях датчики быстро загрязняются, а фотоэлементы зачастую не считывают дорожную разметку. Если ко всему этому добавить стиль вождения некоторых водителей и количество проводимых работ в летнее время года, то можно сделать вывод, что подобную систему в России не так просто внедрить.
Если говорить о применении данных технологий в массовом сегменте гражданских и коммерческих автомобилей, производители уже устанавливают на топовые комплектации своих моделей такие опции, как Distronic, адаптивный круиз-контроль и BAS (brake assist system). Подобные системы помогают водителю контролировать скорость, соблюдать дистанцию и предотвращать столкновение с впереди идущем автомобилем.
Стартовать обсуждаемый проект может, но при значительном участии человека. Я думаю, что первый беспилотный автомобиль без водителя мы увидим на улицах не ранее, чем через 5-10 лет.

Тимонин Вячеслав (IT-советник генерального директора, транспортная компания «ПЭК») Тимонин Вячеслав (IT-советник генерального директора, транспортная компания «ПЭК»)

На мой взгляд, автоматические, но еще контролируемые оператором грузовики смогут начать ездить по трассам в течение десяти ближайших лет. Например, «КамАЗ» к 2022 году планирует вывести на рынок свой беспилотник. Использование грузового беспилотника будет выгодно: средняя скорость движения автомобиля вырастет, следовательно, сократится время доставки грузов, снизятся затраты на оплату труда водителей. Однако для развития систем автопилотирования и безопасного движения роботов нужны качественная дорожная инфраструктура, ровное дорожное покрытие с хорошо различимой разметкой, подробные базы данных маршрутов. Также до запуска нужно решить вопрос с наличием специализированных ремонтных автосервисов.
Еще серьезно стоит подумать над безопасностью самих автомобилей с точки зрения вандализма, т.е. необходимо изменение законов и введение новых аспектов административной ответственности.

Читайте также