ЦБ повысил ставку до 17,00 процентов, для автокредитования наступают непростые времена. Кредит для автомобилистов и так подорожал, каско стало неподъемным. У экспертов есть опасения, что автокредитование упадет до нуля и будет ждать лучших времен.
Как минимум, эксперты ожидают роста процентных ставок на 5-6% процентов.
Такое резкое повышение ключевой ставки скажется на различных видах кредитования, в т.ч. и автокредитовании. Естественно, банкиры свои риски закладывают в ставки. Пока ещё банковский сектор переосмысливает произошедшее. Сейчас проще «подморозить» кредитование, подождав какое-то время, что будет дальше. Логично бы было ждать как минимум сопоставимого роста ставок (в районе 5-6%). Помимо решений Банка России давит общее плохое состояние экономики. Банки могут сделать корректировку и на эти моменты. Повышение может быть уже довольно скоро (конец этого года-начало следующего). Вопрос в том, будет ли ЦБ РФ держать ставку на 17%, или, видя отсутствие эффекта, вернёт её на предыдущие, более умеренные уровни.
Есть мнение, что ставки по автомобильным кредитам могут вырасти для начала на 2-3%, но чуть позже они все равно вплотную подойдут к тем отметкам, которые будут актуальны для кредиторов. Наступает время дорогих кредитов, ставки могут составлять с января-февраля и 15, и 20%.
Все говорят именно о ключевой ставке, не принимая во внимание то, что это ведь ставка на недельные займы коммерческих банков перед ЦБ. А ставка рефинансирования пока остается прежней – 8,25%. Однако на фоне паники, истерии и ажиотажного спроса игроки рынка решили привязаться к ключевой ставке и вести расчеты, ориентируясь на нее.
Уже очевидно, что увеличатся ставки по всем кредитным продуктам. Коммерческие структуры, выдавая сегодня займы, рискуют, следовательно, они будут закладывать эти дополнительные риски в увеличение процентной ставки.
Прогнозирование в сложившейся ситуации – неблагодарное дело. Однако можно предположить, что рост автокредитов будет 12-13% плюс 4-5%.
Ставка по другому востребованному займу – ипотечному – составит 17% плюс 6-7%.
Причем если на рынке автомобилей покупатели смогут какое-то время воздержаться от кредитования и смены транспортного средства в условиях нестабильности, то недвижимость останется востребованной хотя бы потому, что некоторым людям элементарно негде жить, и они вынуждены будут пользоваться ипотекой.
Вполне возможно, что ипотеку будет не заменить рассрочкой от застройщика – девелоперы не станут кредитовать покупателей, рискуя за время возврата займа потерять существенную его долю. Кроме того, банки ограничат открытие кредитных линий строителям, а наши поставщики стройматериалов уже спрогнозировали увеличение их стоимости на 20%. Все это приведет к тому, девелоперам как никогда нужны будут «живые» деньги. Отсюда мой прогноз о сохранении некоторой доли ипотеки.