ОСАГО дорожает – россияне не хотят страховаться

17 апреля 2015 г. 4 1622 Дмитрий Стоян
ОСАГО дорожает – россияне не хотят страховаться
Во многих регионах России водители отказываются покупать полисы в связи с высокой их стоимостью. Например, в Мурманске, водители отказались покупать страховой полис ОСАГО после существенного повышения и введения новых территориальных коэффициентов. Так с 12 апреля тарифы выросли до 3,4-4,2 тыс. рублей (были 2,4-2,6 тыс. рублей). Но больше всего автомобилистов возмутили территориальные коэффициенты, на которые умножается базовый тариф. В Мурманске этот показатель составил 2,1 в связи с высокой аварийностью.

По сути, это значит следующее. Если ранее обычный водитель Мурманска старше 22 лет со стажем вождения 3 года мог купить полис за 8,183 тыс. рублей, то теперь ему придется платить 16,171 ты. рублей. При стаже вождения от 3 лет и выше полис обойдется в 9,5 тыс. рублей вместо прошлых 4,8 тыс. рублей. Поэтому многим проще заплатить штраф в размере 800 рублей и ездить вообще без полиса ОСАГО.
Копвиллем Владлен Рудольфович (юрист, ФАР (Межрегиональная общественная организация "Федерация Автовладельцев России")) Копвиллем Владлен Рудольфович (юрист, ФАР (Межрегиональная общественная организация "Федерация Автовладельцев России"))

Проблема не в штрафе, хотя штрафовать за отсутствие полиса могут хоть каждый день. Проблема будет, когда по вине такого водителя случится ДТП. Ему придется из своего "кармана" оплачивать ремонт пострадавшего автомобиля и возмещать вред здоровью. Последствия такого поведения: возврат в 90-е годы.

Действительно, встает проблема возмещения вреда за дорожно-транспортное происшествие, произошедшего по вине водителя, не застраховавшего свою ответственность. Можно вместо сэкономленных 9-16 т.руб. заплатить пару другую сотню тысяч (которые могла бы внести страховая компания). Прибавьте к этому процессуальные моменты в случае ДТП. У страховой компании имеются юристы, оценщики, более широкие возможности по производству экспертиз. То есть, взыскиваемая сумма будет минимизирована до возможного предела. Сможет ли это сделать обычный обыватель без страховки? Безусловно, но ему придется в любом случае выложить в районе десять тысяч руб. на услуги оценщика, а там и экспертиза может назреть. Допустим, уменьшил он аппетиты истца, выплатил, допустим, вместо 300 т.руб., 200 т.руб. Но издержки уже не вернет, он по-любому проиграл, раз виноват в ДТП. Что касается оплаты штрафов, вместо страховки, тут тоже лотерея. У меня в этом сезоне сотрудники ГИБДД уже пару раз проверяли полис ОСАГО, а до декабря еще долго, где гарантия, что потенциального неплательщика не тормознут 8-10 раз за год (особенно на периферии, где глаз инспектора уже наметан на одних и тех же нарушителей)? С другой стороны, увеличен порог страхового возмещения при ДТП. Ранее, многим знакомым - виновникам ДТП, приходилось частично оплачивать ремонт автомобиля пострадавшего, поскольку 120 т.руб., покрывавшихся за счет страхового полиса, явно не хватало. Впрочем, страховым компаниям можно было бы проявлять известную гибкость в данном вопросе. Если, допустим, человек, скажем, 4-5 лет страхуется в одной и той же компании, ни разу не попадал в ДТП и не обращался за выплатой, почему бы ему не сделать хорошую скидку процентов в 30%. Это было бы дополнительным стимулом.

Киминчижи Евгений (Управляющий партнер, Центральная коллегия адвокат Белгородской области) Киминчижи Евгений (Управляющий партнер, Центральная коллегия адвокат Белгородской области)

Водитель автомобиля должен иметь при себе и по требованию сотрудников полиции предъявлять им для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (полис ОСАГО) в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности предусмотрена законом (п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090). При этом установлен круг лиц, которые не обязаны оформлять полис ОСАГО (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Наличие либо отсутствие полиса ОСАГО влияет на возможность привлечения водителя к административной ответственности в связи с управлением автомобилем без полиса ОСАГО. Законом сегодня установлена следующая ответственность за управление транспортным средством без полиса ОСАГО:
- гражданская ответственность застрахована, но полиса при себе нет - предупреждение или административный штраф в размере 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).
- автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис, - административный штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ).
- не застрахована гражданская ответственность водителя - административный штраф в размере 800 руб. (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).

Следует отметить, что на практике сотрудники ГИБДД могут необоснованно привлечь водителя к ответственности за неисполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности, в том числе при условии, что полис ОСАГО у водителя имеется, но отсутствует при себе в момент проверки документов. В этой ситуации свои права водитель может отстоять, обжаловав незаконные действия инспектора в вышестоящей организации ГИБДД или в районном суде в течение десяти дней с момента получения на руки копии постановления по делу об административном правонарушении. Подтвердить наличие оплаченного полиса очень легко.

Но главное чем рискует владелец транспортного средства, уклоняясь от оформления полиса ОСАГО, его собственное имущество и доходы. Дело в том, что закон возлагает обязанность компенсации вреда в случае дорожно-транспортного происшествия на виновника. Страховая компания в рамках полиса ОСАГО произведет выплату потерпевшему страхового возмещения. Однако при отсутствии такого полиса весь риск имущественной компенсации возлагается на вас лично. Потому следует предельно ясно осознавать последствия своих действий и не создать потенциальную угрозу своим личным интересам.

Потитов Александр (Заместитель генерального директора, Либерти Страхование) Потитов Александр (Заместитель генерального директора, Либерти Страхование)

В регионах присутствия нашей компании мы не можем отметить такой ситуации. Вероятнее всего, те водители, которые рассуждают подобным образом - то есть для них проще заплатить штраф, чем приобрести полис ОСАГО - готовы расстаться с внушительными денежными суммами в случае наступления ДТП по их вине. По моему мнению, такая позиция автолюбителей представляется попросту неразумной.

Читайте также