Автолизинг

3 ноября 2015 г. 1 448 Дмитрий Стоян
Автолизинг
Вместе с кризисом в жизнь россиян ворвался и автолизинг. Эксперты пока сетуют на непроработанность законодательства в этой сфере и делового оборота. Автоводитель (в случае лизинга не владелец, а арендатор) больше рискует, чем при покупке в кредит.

Автолизинг - это схема, по которой автомобиль берется в долгосрочную аренду с правом выкупа. Если человек слышит в России слово "аренда" он наверняка думает о "кидалове". Потому что какая аренда в России без хорошего "кидалова". Лизингодатель даже при условии выполнения всех требований может и не захотеть продавать автомобиль по остаточному платежу, особенно если цена машины существенно выросла. А такое вполне может случиться с ростом курса доллара. Арендатор может попасть на различные штрафы и неустойки, прописанные мелкие шрифтом внизу условий договора. Если в среде b2b судебная практика уже устоялась, то b2c автолизинг еще только начинает шествие по нашей стране. И как суды будут рассматривать дела, пока не ясно.
Храмов Андрей (Директор департамента корпоративных продаж, ГК «АвтоСпецЦентр») Храмов Андрей (Директор департамента корпоративных продаж, ГК «АвтоСпецЦентр»)

Отличие лизинга от кредита в том, что имущество переходит в собственность покупателя по истечении определенного договором срока, а не сразу. Лизинговая компания приобретает авто в собственность, а покупатель получает транспортное средство в долгосрочную аренду с последующим переходом в собственность. На фоне кризиса лизинг стал популярен среди предпринимателей. В этом году, согласно данным Минпромторга, по программе льготного лизинга, на поддержку которой выделено 3,5 миллиардов рублей, продано порядка 15 тыс. автомобилей, абсолютное большинство покупателей составляют юридические лица – компании, которым необходимо обновлять автопарк. До 2010 года автомобили могли быть приобретены в лизинг только юридическими лицами, но эту норму отменили. Лизинг может быть выгоднее кредита в определенных ситуациях – например, когда покупатель не хочет становиться собственником дорогого имущества. Также в лизинг физическое лицо может приобрести коммерческую технику. В кредитах на такие автомобили физическим лицам банки обычно отказывают, поскольку предполагается, что коммерческий транспорт используется для ведения бизнеса. Если физическое лицо хочет приобрести такой автомобиль, лизинг может являться выходом. В целом, основной причиной непопулярности лизинга в РФ является недостаточная степень разработки регулирующего данную процедуру законодательства. Также заключение договора предполагает построение долгосрочных финансовых отношений с лизинговой компанией. Предполагается, что у покупателя есть постоянный источник дохода для обеспечения регулярных выплат, но при этом он не хочет становиться собственником авто и нести расходы за его обслуживание. Поэтому данная форма договоров является более выгодной для юридических лиц, а не для физических, так как компаниям транспортные средства необходимы для ведения бизнеса, а не для личного пользования. В США и Европе практика заключения лизинговых договоров существует намного дольше, чем в РФ, поэтому регулирующее законодательство более разработано. Стоит отметить, что хотя в этих регионах в среднем 30% авто приобретается в лизинг, большинство сделок заканчиваются возвратом транспортного средства и заключением нового договора. Лизинговые компании предъявляют к своим клиентам гораздо менее жесткие требования, чем банки при выдаче автокредита, также в договор можно включить услуги по обслуживанию транспортного средства, кроме того, лизинговые компании являются оптовыми покупателями техники и часто предоставляют скидки. В России лизинг для физических лиц продолжает оставаться непопулярным, так как сумма выплат по лизинговому договору обычно больше, чем по автокредиту. Также недостатком является то, что в договоре указываются определенные сервисные центры, в которых может обслуживаться данный автомобиль, а сменить их пользователь не может, поскольку не является собственником. Это может создавать риски, так как лизинговые компании для сокращения расходов могут заключать договоры со станциями, предоставляющими сервисные услуги по минимальным расценкам, из-за чего обслуживание может быть некачественным. При использовании лизинговой схемы право собственности регистрируется дважды, в отличие от покупки авто в кредит, поэтому для физического лица, не обладающего достаточными правовыми знаниями, это может создавать трудности, расходы на переоформление также ложатся на покупателя.

Читайте также