Депутаты Государственной Думы высказались относительно инициативы столичных властей организовать платный въезд на территорию центральных районов Москвы. Парламентарии отметили, что инициатива является полностью противоречащей действующей Конституции, а глава думского комитета по вопросам законодательства Вячеслав Лысаков назвал ее нонсенсом.
Депутат отметил, что Конституция предусматривает свободное перемещение граждан по всей территории России, поэтому предложение введения со следующего года платного въезда на отдельные территории столицы является прямым нарушением главного закона страны.
Лысаков считает, что столичные власти уже не могут придумать способы для дополнительного наполнения бюджета, и вводят подобные предложения. При этом можно практически не сомневаться, что законодательно подобное предложение не будет принято депутатами. Лысаков заявил, что пример Москвы может оказаться заразительным, и подобные ограничения захотят реализовать и муниципальные власти других населенных пунктов.
Напомним, что впервые информация о введение платного проезда на отдельные территории Москвы появилась 28-го ноября. В частности предлагалось сделать платным использование МКАД и ТТК (Третьего транспортного кольца). Стоимость проезда планируется установить в размере 200 рублей.
В тоже время в столичной администрации заявили, что внедрение инициативы может быть введено только после того, как пройдет открытое обсуждение с населением города.
Лысаков считает, что столичные власти уже не могут придумать способы для дополнительного наполнения бюджета, и вводят подобные предложения. При этом можно практически не сомневаться, что законодательно подобное предложение не будет принято депутатами. Лысаков заявил, что пример Москвы может оказаться заразительным, и подобные ограничения захотят реализовать и муниципальные власти других населенных пунктов.
Напомним, что впервые информация о введение платного проезда на отдельные территории Москвы появилась 28-го ноября. В частности предлагалось сделать платным использование МКАД и ТТК (Третьего транспортного кольца). Стоимость проезда планируется установить в размере 200 рублей.
В тоже время в столичной администрации заявили, что внедрение инициативы может быть введено только после того, как пройдет открытое обсуждение с населением города.
Согласно ст.6 федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 ГК "Росавтодор" имеет право "взимать плату за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам Государственной компании с пользователей такими автомобильными дорогами". Но это право сопровождается обязанностями: 1. ГК "Росавтодор" должна построить эту дорогу 2.Должна быть дублирующая бесплатная дорога.
Очевидных оснований для признания такой инициативы неконституционной (незаконной) нет: действующее законодательство РФ допускает возможность использования автомобильных дорог на платной основе.
Основанием для «перевода» автомобильной дороги (ее участка) в категорию платных дорог (платных участков) является решение об использовании соответствующей автомобильной дороги на платной основе.
Такое решение может быть принято только:
в отношении автомобильных дорог общего пользования, т.е. в отношении дорог предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц;
Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или собственником частной автомобильной дороги (в зависимости от того, в чьей собственности или в чьем ведении находится автомобильная дорога, планируемая к использованию на платной основе);
при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда по иной автомобильной дороге общего пользования (протяженность автомобильных дорог (их участков), обеспечивающих возможность альтернативного бесплатного проезда, не должна превышать более чем в три раза протяженность платной автомобильной дороги или ее участков);
после утверждения проектной документации платной автомобильной дороги (автомобильной дороги, содержащей платные участки).
МКАД и ТТК являются автомобильными дорогами общего пользования регионального(межмуниципального) значения.
Поэтому решение об использовании МКАД и ТТК (их отдельных участков) на платной основе должно приниматься Правительством Москвы.
Что касается соответствия анализируемой инициативы требованию об обеспечении возможности альтернативного бесплатного проезда, необходимо понимать, что формально (с юридической точки зрения это принципиально) это требование выполняется.
Действительно,система автомобильных дорог г. Москвы достаточно развита и позволяет добраться до любой точки в пределах города в объезд кольцевых автомагистралей. Однако это, как говорится, на бумаге.
Наделе же, очевидно, что зачастую использование кольцевых автомагистралей является самым оптимальным по времени или наиболее целесообразным маршрутом проезда до точки назначения.
Кроме того, большие опасения вызывает механизм реализации анализируемой инициативы на практике. Дело в том, что федеральное законодательство предусматривает, что использование платной автомобильной дороги (платного участка автомобильной дороги) осуществляется на основании договора, который заключается путем оплаты проезда по этой дороге (этому участку дороги).
В связи с этим, внимания заслуживают уже существующие примеры использования автомобильных дорог на платной основе. В частности, пример трассы М4 «Дон» показывает, что даже при небольшой (для такой дороги) загруженности на пропускных пунктах(оборудованных шлагбаумами) периодически возникают небольшие очереди. Поэтому очень трудно себе представить, как такая система может быть применена на ТТК или МКАД, где концентрация транспортных средств в десятки раз (а возможно и больше)превышает их концентрацию на трассах федерального значения.
Таким образом, на сегодняшний день юридических препятствий для принятия Правительством Москвы решения об использовании МКАД и ТТК (их отдельных участков) на платной основе нет, однако с практической стороны анализируемая инициатива вызывает очень много вопросов, а также серьезные опасения в эффективности и целесообразности таких новшеств.
В настоящее время введение данной инициативы невозможно, так как для этого отсутствует полная законодательная база. Так, например, власти субъекта вполне могут принять решение об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог, а также вправе определить методику расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам или их участкам.
Тем не менее,если будет установлен платный въезд на МКАД, это будет подразумевать, что и въезд на территорию города Москва в ряде мест может автоматически стать платным. А платный въезд в город можно установить только после принятия Госдумой разработанного Министерством транспорта законопроекта, который позволит вводить платный въезд в город или отдельные его зоны.
Также следует отметить, что даже в этом случае законодательством предусмотрено обязательное наличие путей объезда платной дороги, но тут, вероятно, тоже могут быть исключения, как при внесении изменений в законодательство, так и при применении существующих норм.
С большей вероятностью можно предположить, что рано или поздно платный проезд будет введен. Хотя и не исключено, что возможно сильное сопротивление со стороны автомобилистов и владельцев торговых центров, которые расположены у съездов.
Тем не менее,пока сложно предположить, что на самом деле сможет остановить этот процесс. По крайней мере, если у граждан действительно будет возможность выбора для путей объезда.
Платный проезд по автодорогам, на мой взгляд, все-таки затрагивает косвенно конституционно провозглашенное право человека на свободу передвижения, что означает право человека беспрепятственно передвигаться по территории страны.
Данное право также включено во всеобщую Декларацию прав человека. Соответственно и выбор способа передвижения также принадлежит самому человеку и гражданину. Платный проезд приведет к еще большему скоплению машин на бесплатных трассах и магистралях, что существенно затруднит передвижение по ним.
С другой стороны, для кого-то проезд и возможность передвижения станет более доступной.
Если платный проезд сделать на двух кольцевых трассах, оставив бесплатным фактически только Садовое кольцо, то это нарушает требование о наличии альтернативного пути проезда без предусмотренной оплаты.