Российский авторынок третий по продажам в Европе

13 января 2015 г. 3 1266 Дмитрий Стоян
Российский авторынок третий по продажам в Европе
По итогам 2014-го года российский автомобильный рынок оказался на третьей строчке по объемам продаж в Европе, уступив не только традиционному лидеру - Германии, но и Великобритании.

В общей сложности продажи просели на 11%, что позволило реализовать около 2,3 миллионов автомобилей. В итоге результаты оказались не такими плохими, как прогнозировалось рядом экспертов.

Лидирующее место в рейтинге заняла Германия, где было реализовано чуть больше 3 миллионов автомобилей, или на 3,2% больше показателей 2013-го года. При этом основным источником роста стали корпоративные продажи, в то время как розничные продажи остались на прежнем уровне.

Второе место по объемам продаж заняла Великобритания, где было продано почти 2,5 миллиона машин, что сразу на 9,3% больше прошлогодних показателей. В течение последних десяти лет это лучший показатель для британского рынка, который неуклонно демонстрирует рост на протяжении 34 последних месяцев.

Кроме названных стран в лидирующей пятерке оказались Франция и Италия, где за год было продано 1,8 и 1,36 миллионов автомобилей соответственно. Во Франции показатели остались на прошлогоднем уровне (всего +0,3%), в то время как Италия нарастила продажи на 4,2%.

Прогнозы нынешнего года для отечественного авторынка в целом неутешительные, и прогнозируют спад продаж в пределах 15-20%. Таким образом, можно утверждать, что у России есть все шансы сохранить за собой третью позицию по объемам продаж в Европе.
Малинская Мария (директор дилерского центра, Hyundai РОЛЬФ Алтуфьево) Малинская Мария (директор дилерского центра, Hyundai РОЛЬФ Алтуфьево)

Для компании РОЛЬФ прошлый год стал рекордным: за 12 месяцев было реализовано 91 693 новых автомобиля (рост 14, 4% по сравнению с 2013 годом, когда было продано 80 144 новых автомобиля) и 24 674 автомобилей с пробегом (рост 36% к результатам 2013 года, когда было продано 18 108 автомобилей с пробегом). Однако ситуация на рынке в целом не столь безоблачна: по итогам 2014 года мы увидели снижение по сравнению с 2013 годом. Кроме того, спровоцированный снижением курса рубля ажиотажный спрос, который мы наблюдали в ноябре-декабре, в первых месяцах 2015 может аукнуться падением клиентского трафика: кто-то поторопился купить автомобиль по «старым» ценам, другие отложили покупку на неопределенный срок, видя, что ситуация на рынке нестабильна.

Однако ситуацию могли бы в значительной степени выровнять меры государственной поддержки. Программа утилизации, запущенная в прошлом году, поддержала рынок, но прежде всего – продажи самых дешевых моделей, и в 2015 году она едва ли существенно повлияет на ситуацию. Возобновление программы льготного кредитования могло бы послужить более мощным рычагом поддержки авторынка. В США до 90 % автомобилей покупается в кредит, в Германии – около 70%. В России этот показатель ниже в разы, а сейчас с наступлением экономической нестабильности автокредит становится практически недоступным. Без государственной поддержки рынок автокредитов ждет коллапс, и это может отразиться самым фатальным образом на все российском авторитейле.

Безусловно, автомобильный рынок нашей страны в 2015 году почувствует сильное падение покупательской способности. Совсем от покупок автомобилисты и автолюбители, конечно же, не откажутся, но их взоры будут направлены на автомобили более дешевых сегментов.

Тот ажиотажный спрос, в том числе и на авто, что мы наблюдали в конце декабря 2014 года, заставил тех покупателей, которые уже были готовы принять решение в пользу покупки, поторопиться с принятием решения и они поторопились. Вспомните, многие автомобильные дилеры отчитывались о том, что у них на складах закончились запасы. Даже шутка в сети такая ходила "В стране кризис достиг дна. В московских автосалонах закончились Porsche Cayenne".

Некоторые авто компании предпочли даже прекратить продажи, в связи с тем, что как бы они не повышали цены, спрос продолжал расти.

На мой взгляд, основная задача, которую предстоит решать игрокам авторынка в 2015 году - сохранить продажи на уровне 2013 - начала 2014 года.

Конечно прибыльность этого сегмента рынка во многом зависит от длительности действия санкций, от того, как правительство намерено решать ситуацию с валютными "плясками". Однако в любом случае в наиболее выигрышной ситуации окажутся те, у кого товарная линейка в основном представлена автомобилями эконом-класса.

Михайлов Александр Сергеевич (вице-президент, Европлан) Михайлов Александр Сергеевич (вице-президент, Европлан)

Мы ожидаем сужения рынка автокредитования в 2015 году. Заметно наращивать объемы автокредитов в своих портфелях смогут только кэптивные банки и банки-монолайнеры. У универсальных банков увеличения доли автокредитов не будет или оно будет несущественным.

Мы видим следующие тенденции на рынке:

· Во-первых, это гораздо более избирательный подход кредиторов к заемщикам. Стремясь минимизировать свои риски в наше непростое время, банки стали одобрять меньше автокредитов и повысили свои требования к кредитной истории и финансовому положению заемщика. Параллельно с этим снижается и активность со стороны самих клиентов.

· Во-вторых, определилась тенденция к перераспределению рынка между банками: часть банков существенно снизили объемы продаж автокредитов, а другие в свою очередь активно увеличивают свою долю на рынке.

· В-третьих, заметен рост доли вторичного рынка и спроса на кредиты для покупки подержанных автомобилей.

И наконец, самое важное: в 2014 году у автокредита впервые появилась настоящая альтернатива в виде лизинга автомобилей для физических лиц.

Ввиду падения продаж на автомобильном рынке производители начинают массово запускать специальные скидки и программы. Именно поэтому мы создали площадку «Европлан Авто» – первый большой каталог скидок на новые автомобили. На данный момент:

· В каталоге представлены 5 200 авто со скидкой;

· Скидки доходят до 25%;

· Средний размер скидки составляет 130 тыс. руб.

Данные опросов показывают, что покупатели зачастую боятся покупать автомобиль у незнакомого продавца и им нужен проверенный автомобиль, например, от дилера. Однако в России только 5% авто с пробегом продается через дилерские центры – и со значительной наценкой. Поэтому в 2015 году Европлан планирует дополнить функционал «Европлан Авто» за счет возможности продажи б/у автомобилей. Будет добавлен каталог проверенных автомобилей от частных лиц с независимой проверкой авто в специализированном сервисном центре и по ценам без дилерской наценки. Кроме того, будет реализована опция покупки автомобиля за наличные.

Читайте также