Уже с 1 июля начинают действовать новые ПДД

3 июля 2015 г. 3 1141 Николаева Татьяна Владимировна
Уже с 1 июля начинают действовать новые ПДД
Новые поправки в ПДД действуют с 1 июля.

Обновленные правила дорожного движения вступают в силу с первого июля. Согласно новым правилам, за повторное попадание в нетрезвом виде за рулем наказывать будут тюремным сроком до двух лет, а лишать прав – на 3 года. Повторным считается тот случай, когда второе задержание происходит в течение 12 месяцев после первого.

Также новые правила разрешают водителям оформлять по европротоколу легкие ДТП без вызова работников ГИБДД. При не серьезной аварии, когда не пострадавших, водители смогут позвонить в ГИБДД, для получения рекомендаций, оформить самостоятельно протокол или дожидаться полицейских.

Кроме того, автовладельцы в случае аварии должны будут убирать свои авто с дороги, предварительно зафиксировав происшествие на фото или видео.
Копвиллем Владлен Рудольфович (юрист, ФАР (Межрегиональная общественная организация "Федерация Автовладельцев России")) Копвиллем Владлен Рудольфович (юрист, ФАР (Межрегиональная общественная организация "Федерация Автовладельцев России"))

По сути ничего не изменилось. Этот порядок был и раньше, когда ввели оформление ДТП по европротоколу. Единственное, что изменили: а) убрали максимальную величину ущерба (была 50 000 рублей) б) дали 5 дней участникам ДТП для приезда в ГИБДД (раньше срок отсутствовал). Насчет готовности СК и ГИБДД - это надо спрашивать у них. Когда только ввели европротокол, я с клиентом и другим участником ДТП оформил его и поехал в райГИБДД для оформления ДТП, то там очень удивились, что участники ДТП сами приехали в ГИБДД, не знали что делать и посылали нас в горГИБДД.

Роман Ларионов, по материалам информационно-правового портала ГАРАНТ.РУ
С 1 июля вступили в силу поправки в ПДД – нововведения в том числе конкретизируют порядок действий водителей при ДТП (постановление Правительства РФ от 6 сентября 2014 г. № 907).

Теперь участники ДТП обязаны немедленно остановить автомобили после столкновения, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Однако если машины мешают движению, водителям надо будет освободить проезжую часть. ПДД не разъясняют, что именно понимается под такой ситуацией – например, будет ли препятствием движению ДТП на средней полосе, если на крайних левой и правой полосах движение продолжается, но немного замедлилось. Очевидно, это предстоит решать самим водителям в каждом конкретном случае.

Перед тем, как отогнать свои автомобили с места происшествия, водители должны предварительно:
- зафиксировать с помощью средств фотосъемки или видеозаписи положение автомобилей по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры (до 1 июля было достаточно зафиксировать положение машины без увязки с объектами дорожной инфраструктуры и расположением по отношению к другим автомобилям);
- запечатлеть на фото и видео все следы и предметы, относящиеся к происшествию;
- принять все возможные меры к сохранению следов ДТП и организации объезда места аварии.

При этом с 1 июля, фиксируя детали происшествия на фото и видео, водителям не нужно заручаться показаниями свидетелей.

Законодателем предусмотрены три различные ситуации, в зависимости от которых автомобилистам предстоит выбрать ту или иную модель поведения. Рассмотрим их подробнее.

Ситуация 1. В результате ДТП ранены или погибли люди. В данной ситуации требования к действиям участников ДТП не изменились. Как и сейчас, водитель, причастный к аварии, будет обязан:
- оказать первую помощь пострадавшим, вызвать скорую помощь и полицию;
- в экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на попутном или, если это невозможно, на своем автомобиле (в последнем случае в медицинском учреждении нужно будет предъявить свой паспорт или водительское удостоверение и регистрационный документ на машину), а затем возвратиться к месту ДТП;
- записать фамилии и адреса очевидцев аварии и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Ситуация 2. В результате ДТП причинен вред только имуществу, между водителями есть разногласия относительно обстоятельств происшествия. С 1 июля водитель, причастный к аварии, будет обязан:
- записать фамилии и адреса очевидцев аварии;
- сообщить о случившемся в полицию для получения указаний о месте оформления ДТП;
- оставить место происшествия, если сотрудник полиции даст указание об оформлении документов на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции. Если таких указаний нет – оформлять документы на месте.

Ситуация 3. В результате ДТП причинен вред только имуществу, между водителями нет разногласий относительно обстоятельств происшествия. Участники такого ДТП не обязаны по новым правилам сообщать о нем в полицию и могут выбрать один из следующих вариантов.
Во-первых, автомобилисты, как и сейчас, смогут оформить документы без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о ДТП по правилам европротокола и оставить место происшествия.

Однако для оформления ДТП в этом случае должны быть соблюдены дополнительные условия:
- в ДТП участвуют два транспортных средства;
- у обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО;
- вред причинен только автомобилям;
- обстоятельства причинения вреда не вызывают у водителей разногласий.

Обращаем внимание, что максимальная сумма страхового возмещения при евпропротоколе составляет 50 тыс. руб. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей действуют повышенные лимиты – страховая компания может выплатить до 400 тыс. руб. Правда, для того, чтобы ими воспользоваться, надо выполнить дополнительные условия: зафиксировать данные о ДТП с помощью средств навигации, использующих систему ГЛОНАСС. Но если полис ОСАГО получен хотя бы одним из водителей до 1 августа 2014 года страховая выплата вне зависимости от региона, в котором произошло ДТП, составит 25 тыс. руб.

Во-вторых, участники ДТП смогут оставить место происшествия и оформить документы о ДТП с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции (предварительно звонить в полицию для получения указаний при этом не нужно).

В-третьих, водители могут не оформлять документы о ДТП, если повреждено только их имущество и у каждого из них отсутствует необходимость в оформлении указанных документов, и покинуть место происшествия.

Таким образом, поправки призваны снизить количество пробок, вызванных многочисленными авариями, и ускорить процесс оформления документов. Теоретически задействование органов ГИБДД в оформлении аварий уменьшается, соответственно говорить об их готовности нецелесообразно. На страховые компании возлагается только лишь обязанность принять от участников ДТП документы, составленные в соответствии с новыми требованиями. Полагаем, что особой подготовки для этого не требуется. По нашему мнению, основным вопросом в рассмотрении данной ситуации надо ставить так - готовы ли сами участники транспортного движения к самостоятельному оформлению ДТП? Дело в том, что оформлять ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции водители могут уже несколько лет – с 2009 года. К слову, на Западе с европротоколом знакомы еще дольше, к примеру, во Франции участники ДТП самостоятельно заполняют документы уже с 1970-х годов. Кстати, за рубежом большую часть ДТП оформляют именно таким образом. В России, однако, подобная практика явно не прижилась – по данным Российского Союза Автостраховщиков, в 2013 году доля обращений к страховщикам по европротоколу составила всего 9%. Является ли тому причиной желание перестраховаться и переложить ответственность за составление документов на сотрудника Госавтоинспекции, или все дело в опасениях, что размер ущерба выйдет за рамки установленного лимита страховой выплаты, но ясно одно – самостоятельно оформлять ДТП водители пока не торопятся. Но возможно их дисциплинируют и приучат к этому штрафы за невыполнение обязанностей в связи с ДТП, участниками которого они являются.

Приходько Роман (генеральный директор, Ауди Центр Варшавка) Приходько Роман (генеральный директор, Ауди Центр Варшавка)

Вступившая в силу процедура оформления ДТП без привлечения сотрудников полиции, по европротоколу, имеет как плюсы, так и минусы. Позитивным моментом является избавление участников движения от многочисленных дорожных пробок, возникающих на месте ДТП и возможность проявления большей ответственности и самостоятельности. Стоит отметить, что убирать автомобиль с места происшествия водители обязаны только в том случае, если у них отсутствуют разногласия о причиненном ущербе. Изменения ПДД скорее позволят снизить риск возникновения повторных аварий после ДТП на оживленных участках трасс. Процедура съёмки места происшествия облегчается тем, что, у многих автомобилистов сейчас имеется видеорегистратор. Трудности скорее могут возникать с составлением схемы ДТП. Фотографировать сами повреждения транспортного средства следует на обочине. Как показывает предыдущая практика оформления ДТП без привлечения сотрудников полиции, к которой водители прибегали в 10–20% случаев, существенных проблем со страховыми компаниями ожидать не стоит. Страховые комиссары, как и ранее, будут выезжать на место ДТП. Так что водителям не стоит опасаться резкого увеличения отказов в выплате компенсации, поскольку страховая компания не задействована в самой процедуре оформления ДТП, а только в оценке ущерба. Оформление схемы и фотографирование нужно для предъявления их на ближайшем посту ДПС. Скорее, страховые компании немного обеспокоены тем, что мошенники могут воспользоваться данной процедурой для оформления несуществующего ДТП. Водителям будет полезно внимательно ознакомиться с инструкциями по оформлению аварии, которые в настоящий момент в больших количествах размещает ГИБДД на различных информационных ресурсах.

Читайте также