ФАС может не одобрить слияние Uber и Яндекс.Такси

14 июля 2017 г. 2 919 Дмитрий Стоян
ФАС может не одобрить слияние Uber и Яндекс.Такси
В Федеральной антимонопольной службе заявили, что будут внимательно анализировать сделку по объединению бизнеса онлайн-заказов такси между "Яндексом" и Uber.

Об этом сообщил журналистам глава ведомства Игорь Артемьев.
Делицын Леонид (Эксперт, ГК "Финам") Делицын Леонид (Эксперт, ГК "Финам")

Если отвечать на вопрос буквально, то я бы оценил шансы как 1 к 6. Здесь речь может идти только о так называемой "субъективной вероятности". Измеряется не частота подобных прецедентов (случай-то уникальный, подобных ранее не было), а степень моей субъективной уверенности. Обычно предлагают такую мысленную игру - я должен выбрать один из двух вариантов. В первом вы мне вручаете весомый приз, если я угадываю, заблокируют ли сделку. Во втором варианте я соглашаюсь угадать исход случайного события с заданной вероятностью. Если я затрудняюсь в выборе одного варианта из двух, то вероятность случайного события во втором варианте и есть ответ. В данном случае, я могу с равной уверенностью утверждать, что на косточке выпадет "шестёрка" или, что сделку заблокируют. То есть, на мой взгляд, это весьма маловероятно.

Маловероятно, потому что ничего не меняет. Причин для блокирования сделки может быть две. Первая - не допустить возникновения на этом рынке доминирующего игрока. Вторая, менее серьёзная - демонстративно насолить Яндексу, которому пошли навстречу в отношении жалобы на Google. Показать, что Яндексу не оказываются специальные преференции. Однако в первом случае соотношение сил на российском рынке станет приблизительно таким же, как на американском,где от Uber серьёзно отстаёт второй игрок, Lyft, занимающий четверть рынка (три четверти - у Uber). В России аналогом Lyft будет Gett. Вообще говоря, американское антимонопольное ведомство работает вполне исправно, и если они не видят проблем с таким соотношением, то, наверное, и у нас больших проблем нет. Вторую причину точно следует отвергунть, поскольку Яндекс почти ничего не потеряет, а вот Uber от запрета сделки проиграет совершенно точно. Другого столь же щедрого покупателя на свой российский бизнес (фактически Яндекс его поглощает, путём слияния), Uber не найдёт. Не найдётся инвестора, который готов влить более 100 миллионов долларов, чтобы конкурировать с Яндексом за перспективу сделать рынок окончательно бесприбыльным (для агрегаторов заказов такси). Даже если найдётся кто-то, кто сильно недолюбливает Яндекс - всё же на 100 миллионов долларов. Если сделку заблокируют, что Uber в России просто потихоньку сдаст позиции и угаснет.
Прецедент вмешательства антимонопольного ведомства в сделки, имеющие отношение к Интернету, в прошлом в России был, когда компании Google не позволили купить Бегун. Однако тогда мотивация, безусловно, состояла в том, чтобы не допустить ускорение монополизации российского рынка контекстной рекламы крупнейшей зарубежной компанией, дать возможность окрепнуть местному, российскому бизнесу (в лице Яндекса). В случае с такси, если сделка будет заблокирована, никакая крупная российская компания не возникнет, а как раз наоборот - она возникнет, если сделку не заблокируют. По совокупности этих причин я считаю вероятность вмешательства антимонополистов низкой.

Понаморева Мария (старший юрист, Стрим) Понаморева Мария (старший юрист, Стрим)

Если сделка по приобретению акций подпадает под критерии, установленные п. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, а именно: в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает четыреста миллионов рублей, такая сделка осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа. Для получения согласия ФАС необходимо подать соответствующее ходатайство. Антимонопольный орган согласовывает не конкретную юридическую форму сделки, а получение лицом определенного объема прав голоса, предоставляемых соответствующими акциями (долями).
Если сделки такого рода сделки могут привести или привели к ограничению конкуренции, антимонопольный орган выдает коммерческой организации, лицам или органам, принявшим соответствующее решение, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Читайте также