Яндекс-Uber

8 февраля 2018 г. 1 671 Дмитрий Стоян
Яндекс-Uber
«Яндекс» и Uber объявили о закрытии сделки по объединению бизнесов онлайн-заказа поездок в России и соседних странах.

На момент закрытия сделки компании инвестировали в новую структуру $225 млн и $100 млн соответственно.
Делицын Леонид (Эксперт, ГК "Финам") Делицын Леонид (Эксперт, ГК "Финам")

Яндекс и Uber придерживаются показателей, анонсированных в июле, так что новой информации в анонсе не содержится. 24 ноября 2017 года сделку одобрила Федеральная антимонопольная служба. Аналогичное разрешение дало антимонопольное министерство Белоруссии, решение Казахстана ожидается. Безусловно, июльский анонс создания компании, оцениваемой в 3,725 миллиарда долларов, не только вызвало всеобщий интерес, но и стимулировало начало слияний и поглощений на рынке агрегации вызовов такси. Не остались в стороне и российские операторы связи, например, начал функционировать проект МТС-Такси. Пока рынок только расширяется за пределы городов-миллионников, возможности для роста остаются, а тягаться с операторами в объёме абонентской базы сложно, и кроме того, они, предоставляя связь, могут продвигать услугу комплексно. Тем не менее, большой угрозы для Яндекс.Такси операторы, на наш взгляд, не создают, поскольку рынок не настолько велик, чтобы они бросили на него значительные ресурсы. По данным исследования Аналитического центра при правительстве РФ российский объём рынка такси составляет 441 миллиард рублей, и хотя это в пять раз выше сегодняшней выручки всего Яндекса. но это приблизительно эквивалентно годовой выручке МТС. Таким образом, если для Яндекса (и, тем более, для Яндекс.Такси) относительный рост выручки в перспективе может быть выражаться целым числом процентов, то для МТС, даже в случае доведения доли рынка до 5% от всей выручки рынка агрегации предложений такси — это будет около половины процента выручки. Иными словами, для МТС проект вряд ли станет ключевым, и ожесточённой конкуренции со стороны оператора ожидать не следует. Что касается оценки объёдинённого проекта, то её сложно назвать консервативной. Даже если все заказы будут идти через агрегаторов, а комиссии агрегаторов будут составлять 10-15% рынка, то объём рынка агрегации составит от 44 до 66 миллиардов рублей. Выручка игрока, занимающего половину этого рынка, соответственно будет находиться между 22 и 33 миллиардами рублей. Капитализация такого игрока, при средних мультипликаторах может составлять 90-130 млрд. рублей. В таком случае озвученная самими участниками сделки оценка капитализации (составляющая 3,725 млрд. долл.) фактически подразумевает ещё более высокие результаты - доминирующее положение на рынке, полный охват всей индустрии такси, рост рынка, и очень высокие мультипликаторы. Впрочем, до 2019 года, о котором речь шла как о предполагаемом моменте выхода новой компании на биржу, остаётся целый год, за которой оценки могут скорректироваться.

Читайте также