Продажи автомобилей в России в 2024 году удивили экспертов, достигнув 1,59 миллиона новых легковых автомобилей, что на 50% больше по сравнению с предыдущим годом. Китайские производители стали лидерами, заняв почти 60% рынка, в то время как отечественные марки составили около 30%.
Такой внезапный рост продаж был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, дилеры начали год с больших скидок и акций, распродавая остатки автомобилей. Это привлекло покупателей, несмотря на высокие ставки автокредитов, которые достигали 27-28%.
Рост не продлился долго. В третьем квартале рынок столкнулся с проблемами из-за увеличения утилизационного сбора, роста ключевой ставки Центробанка и ухудшения экономической ситуации.
В сентябре правительство утвердило долгосрочную индексацию утилизационного сбора, что сказалось на ценах на автомобили, подстегнув потребителей к покупкам перед повышением цен. Однако рост ключевой ставки до исторического максимума в 21% сделал кредитование менее доступным, что привело к падению спроса.
По прогнозам экспертов, в 2025 году рынок ожидает стагнацию или снижение продаж. В базовом сценарии продажи могут упасть на 10%, до 1,43 миллиона автомобилей. Однако в случае негативного сценария возможен спад до 1,27 миллиона.
Среди факторов, способствующих падению, отмечаются высокая инфляция, рост утилизационного сбора и увеличение цен на новые автомобили. Кроме того, слабый курс рубля влияет на стоимость импортируемых автомобилей и комплектующих.
Несмотря на это, китайские бренды продолжают набирать популярность. Успехи китайских производителей в России связаны с изменением потребительского восприятия и увеличением ассортимента моделей. Разнообразие предложений привело к тому, что многие покупатели стали обменивать старые автомобили на новые китайского производства.
Однако, несмотря на позитивные моменты, эксперты предсказывают, что рынок может столкнуться с серьезными вызовами. В первой половине 2025 года возможны банкротства среди дилеров, особенно среди небольших компаний, что может привести к снижению конкуренции и повышению цен.
Таким образом, российский авторынок ожидает непростые времена, и его будущее будет зависеть от множества факторов, включая экономическую ситуацию в стране и внешние условия.
Рост не продлился долго. В третьем квартале рынок столкнулся с проблемами из-за увеличения утилизационного сбора, роста ключевой ставки Центробанка и ухудшения экономической ситуации.
В сентябре правительство утвердило долгосрочную индексацию утилизационного сбора, что сказалось на ценах на автомобили, подстегнув потребителей к покупкам перед повышением цен. Однако рост ключевой ставки до исторического максимума в 21% сделал кредитование менее доступным, что привело к падению спроса.
По прогнозам экспертов, в 2025 году рынок ожидает стагнацию или снижение продаж. В базовом сценарии продажи могут упасть на 10%, до 1,43 миллиона автомобилей. Однако в случае негативного сценария возможен спад до 1,27 миллиона.
Среди факторов, способствующих падению, отмечаются высокая инфляция, рост утилизационного сбора и увеличение цен на новые автомобили. Кроме того, слабый курс рубля влияет на стоимость импортируемых автомобилей и комплектующих.
Несмотря на это, китайские бренды продолжают набирать популярность. Успехи китайских производителей в России связаны с изменением потребительского восприятия и увеличением ассортимента моделей. Разнообразие предложений привело к тому, что многие покупатели стали обменивать старые автомобили на новые китайского производства.
Однако, несмотря на позитивные моменты, эксперты предсказывают, что рынок может столкнуться с серьезными вызовами. В первой половине 2025 года возможны банкротства среди дилеров, особенно среди небольших компаний, что может привести к снижению конкуренции и повышению цен.
Таким образом, российский авторынок ожидает непростые времена, и его будущее будет зависеть от множества факторов, включая экономическую ситуацию в стране и внешние условия.